ƒать силу и новую жизнь: тренер  сени€ —идорова о работе с людьми с ќ¬«

ƒать силу и новую жизнь: тренер  сени€ —идорова о работе с людьми с ќ¬«
28 Ќо€бр€ 2022

Ђя не смогуї, Ђя не такой, как всеї, Ђя инвалидї. —лова, которые заставл€ют опустить руки. »х тренер по тхэквондо »“‘  сени€ —идорова слышала за свою тренерскую и психологическую практику не раз. ќднако ее они не останавливают. ƒевушка уже 10 лет воспитывает спортсменов, в том числе тех, кто пришел к ней, не рассчитыва€ ни на что. ј в итоге получил новую жизнь.

јдаптивное тхэквондо Ч это тот вид спорта, которым в “омске и других городах могут заниматьс€ люди с различными диагнозами: ƒ÷ѕ, аутизмом, —ƒ¬√, умственной отсталостью, глухотой и проблемами со слухом, люди в состо€нии ремиссии после т€желых соматических заболеваний. ќ том, как спорт помогает не только укрепить здоровье, но и изменить мысли и даже жизнь, тренер рассказала в интервью.

ќтказать тренировать Ч проще всего. Ќо € не смогла

  спорту  сени€ пришла в 11 лет, когда пришла заниматьс€ в ‘едерацию “хэквондо »“‘. —разу пон€ла, что это не просто спорт, а нечто большее: увидела суть и идею, заложенную основателем этого единоборства и поставила себе цель показать ее другим.

Ђ»де€ была в том, что человек может и должен мен€ть свою реальность и мир к лучшему, и этому нет преград. ¬с€ мо€ жизнь с детства пропитана любовью к люд€м. „увство странное, будто ты рождаешьс€ сразу с каким-то предназначением или долгом в этом мире. ¬зросле€, все вело к тому, чтобы мне работать с людьми и помогать поверить в себ€ї.
 сени€ получила образование клинического психолога в —ибгму, затем Ч тренера-преподавател€ в “√”. » в 2012 году открыла свой первый клуб в поселке —ветлом.  “ам и начала мен€тьс€ ее реальностьї. 



Ђ о мне периодически приходили, либо писали люди, имеющие ќ¬«, и € не стала отказывать никому. ¬едь отказать Ч самый простой путь. –ешила пробовать: образование помогало нужными знани€ми и это давало мне уверенность. ј люди решались пробовать вместе со мной. ќни довер€лись мне, а это было мощным стимулом сделать дл€ них максимумї.
 сени€ отметила: с некоторыми особенност€ми здоровь€ можно заниматьс€ даже классическим тхэквондо. ј адаптивное доступно дл€ пациентов с любыми физическими и ментальными нарушени€ми.  онечно, не исключены случаи, где от тренировок нужно будет отказатьс€. ќднако спорт доступен и тем люд€м, которые пока не подозревают о своих возможност€хї. 

Ђ о мне приход€т по наитию, чаще случайно, смирившись со своими диагнозами. —начала дл€ укреплени€ формы, наход€т другую идентичность, попадают в среду, где они Ц такие же, как все. »х часта€ фраза: Ђ€ не такой  как всеї. «десь Ч равные услови€, непохожесть никто не замечает. » в итоге они вдруг выигрывают в соревновани€х, люди с ƒ÷ѕ неплохо работают ногами, аутисты начинают общатьс€, глухие открывают дл€ себ€ новую жизнь с миром слышащих. Ћюди просто забывают о своих недостатках, смотр€т на себ€ по-другому и станов€тс€ другимиї. 

Ќапример, сейчас  сени€ —идорова вкладывает всю душу и знани€ в развитие глухой спортсменки. ќна пришла к тренеру в 2020 году и пошла неверо€тными темпами. ¬ ближайшие 1,5-2 года девушка уже может стать обладательницей черного по€са. » вместе со своим тренером намерена стать первым глухим тренером по тхэквондо »“‘ дл€ глухих людей в “омске. “акже среди занимающихс€ есть мальчик с ƒ÷ѕ, который уже в течение нескольких мес€цев занимаетс€ в общей группе и имеет намерение продолжать.  сени€ намерена в будущем выезжать с ним на соревновани€. 

–азвивать сильные точки, духовность, подбирать упражнени€ по возможност€м: как строить процесс тренировок

—ейчас люди с ќ¬« занимаютс€ у  сении вместе с остальными без разделений, нагрузка и состав упражнений подбираетс€ с учетом имеющихс€ особенностей, если необходимо. ≈сли спортсмен справл€етс€ с программой Ч занимаетс€ просто наравне со всеми. ј тренер корректирует и контролирует ситуацию на прот€жение всей тренировки.

јкцент  сени€ делает на развитии сильных точек спортсмена и на том, что ему удаетс€. ј также на формировании отношений внутри коллектива.

Ђѕросто спорт без духовности способен прокачать тело, но не способен вырастить дух. ј именно дух справл€етс€ со всеми слабост€ми. ѕоэтому разговоры о жизни, рассказ историй со смыслом, обсуждение проблемных моментов, элементы  наставничества внутри группы - это неотъемлема€ часть зан€тий. » первое, что всегда отмечают те, кто приход€т к нам - это атмосфера внутри клуба. ќна сама по себе така€, что хочетс€ расцветатьї.

—портсмены с ќ¬« в “омской области благодар€ в том числе  сении, станов€тс€ призерами и чемпионами соревнований, наравне со всеми проход€т аттестации на по€са, провод€т мастер - классы как полноправные члены команды. » мен€ютс€ сами.



Ђ≈сли глухие приход€т на тренировки и поначалу ведут себ€, как люди, заблудившиес€ в лесу, спуст€ неделю они сливаютс€ со всеми, начинают Ђслышать глазамиї. я даже не знаю, как это объ€снить. ≈сли люди с физическими особенност€ми приход€т и поначалу осторожничают и жалеют себ€, то спуст€ пару мес€цев вдруг понимают, что могут гораздо больше, чем думалиї.

ћало работать со спортсменами:  сени€ взаимодействует и с их родител€ми. –ассказывает об успехах детей, перспективах, предлагает варианты развити€. ј иногда просто разговаривает или проводит образовательные семинары, например, по возрастной психологии. –одители отвечают благодарностью:


Ђ” нашей семьи есть ребенок с ƒ÷ѕ, мальчик 9 лет. ѕсихолог посоветовал нам записать сына в спорт дл€ координации и общего развити€. » дал контакты  сении јлексеевны. «анимаемс€ тхэквондо с сент€бр€, ребенок стал более уверен, устойчив, вынослив.  Ѕыл страх, что к нему будут относитс€ плохо. Ќо все реб€та дружелюбныї, Ч отметила мама мальчика с ќ¬«.
Ђ„еловек такой смелости не может не достигнуть результата. ѕоэтому наши дети и брали места на томских соревновани€х. ѕока глухие не допускаютс€ на выездные, но € думаю, что это тоже временный вопрос. ћежду обычными реб€тами и особенными  сени€ не делает никакой разницы. –еб€та чувствуют желание, которое исходит от нее, смелость Ч и продолжают добиватьс€ успехов. «дорово же, когда ты на пьедесталеї, Ч рассказала переводчик дл€ глухих спорстменов.

—казать, что с ними легко работать Ч с одной стороны это будет правдой

ѕри всех положительных сторонах своей работы, в ней есть множество сложностей, к которым тренеру нужно быть готовым.

Ђ—казать, что мне легко с ними работать... с одной стороны это будет правдой, потому что, когда ты изначально готов работать с тем, что есть Ч это легко даетс€. Ќо с другой стороны это непросто, потому что все разные. ¬ обычной-то группе ты головой отвечаешь за жизни и здоровье детей, а тут - тем более.  ≈сть предубеждени€ у родителей из разр€да: больной, боимс€ отдавать, не сможет, не справитс€, не получитс€, не общительный, группа будет предубежденно относитьс€. Ќо и это преодолимої.

–аботу  сени€ выстраивает так, что любой новичок приходит в команду так, как будто его там уже давно ждали. » на этой эмоциональной волне многие забывают о проблемах и также вкладываютс€ в процесс.

Ђ— реб€тами с аутизмом все через игру. — реб€тами с физическими нарушени€ми, например, с ƒ÷ѕ, где страдают ноги, переключаю внимание на силу рук, сформированность его мускулатуры. √оворю комплименты и привожу группу к тому, чтобы они тоже видели только сильные стороны человека. ќстальные зеркал€т мое отношение и в этом зеркале человек видит себ€ сильнымї.

  примеру, дл€ глухих реб€т  сени€ устраивала игровое зан€тие Ђбой с теньюї, когда все слышащие зав€зывали себе глаза и уши и выполн€ли техническую программу чисто на ощущении вибрации от пола и партнера. ј если обычные спортсмены негодуют из-за зан€тий с особенными, первых тренер подключает к наставничеству и закрепл€ет за определенным особенным ребенком.

Ђ¬ таком случае € включаю у человека чувство его собственной значимости, каждому нравитс€ быть весомым, ментором дл€ кого-то. “олько не с надстройкой выше, а как лучший друг, который поможет тебе в процессе тренировки адаптироватьс€ ко всему. » через вот это чувство спортсмены включаютс€ и начинают опекать своих подопечных.  оманда становитс€ более сплоченнойї.


»скусство отдавать и помогать про€вл€тьс€

ќтдельное искусство Ч не пресекать попытки особенных спортсменов про€вить себ€.

ЂЅыла красива€ истори€ в поселке —ветлом. Ќа одной тренировке была наказана вс€ группа за плохое поведение нескольких спортсменов. я сказала: если кто-то сейчас выйдет и отожметс€ при мне под счет 100 раз Ч мы продолжим тренировку. ¬ызвалс€ мальчик с ƒ÷ѕ. я могла бы его пожалеть, сказать: нет, тебе не надо. Ќо € сказала: замечательно, подн€л руку - выходи. » он под пристальным наблюдением всех встал в центр и отжалс€ 100 раз под мой счет... ѕосле чего завоевал огромный авторитет и уважение со стороны всех. ” него возникла эта потребность про€витс€, € дала возможность. » если бы он не смог - вс€ группа была бы наказана, потому что это Ч честної.

—ейчас  сени€ активно занимаетс€ развитием направлени€ адаптивного тхэквондо в “омске. Ќаходит единомышленников, партнеров, заинтересованных людей. » уже придумала название отделени€ клуба тхэквондо дл€ работы с людьми ќ¬«, оно будет называтьс€ Ђƒарї.
ЂЌужно создавать дл€ людей возможности помогать поверить в свои силы. —ейчас очень много нераскрытых дарований сид€т дома и груст€т о том, что жизнь не така€, как им хотелось бы. Ќо € хочу, чтобы они пон€ли: они и есть жизнь. ј границы можно стирать, реальность можно мен€ть. √лавное верить и быть среди тех, кто поможетї.



»сточник









 оротка€ ссылка на новость: https://www.rezeptsport.ru:443/~kI040

‘отоальбомы