Рекордсмен-паралимпиец Обыденнов: первый раз сел на велосипед 4 года назад

24 Апреля 2014
Рекордсмен-паралимпиец Обыденнов: первый раз сел на велосипед 4 года назад

Россиянин Алексей Обыденнов в апреле стал первым в истории страны чемпионом мира по паралимпийскому велоспорту, установив в Мексике два мировых рекорда, выиграв два золота и одну бронзу. Сложно поверить, но еще совсем недавно он не имел никакого отношения к велоспорту.

Корреспондент агентства "Р-Спорт" Вероника Гибадиева встретилась с Алексеем в клинике спортивной медицины, куда он приехал на следующее утро после возвращения из Мексики. У клиники он появился с тремя сомбреро, довольный тем, что при виде огромных соломенных шляп хмурые пассажиры московского метро, хоть на мгновение, но все же улыбнулись.

- В этой клинике, можно сказать, во мне и разглядели будущего чемпиона. Я ведь до этого занимался плаванием, таких результатов там не было. Занимался и бодибилдингом тоже, переусердствовал и надорвал здоровье. Обратился сюда со своими проблемами, и Зураб Гивиевич Орджоникидзе (главный специалист по спортивной медицине департамента здравоохранения Москвы - прим.) как раз увидел во мне потенциал для велоспорта.

- Раньше велоспортом вообще не занимались?

- Нет. Можно сказать, я первый раз сел на велосипед около четырех лет назад.

- И по телевизору гонки не смотрели?

- Не смотрел. Занимался плаванием, фанател от плавания, смотрел все соревнования, следил. Вот, видите, как оно бывает. Теперь знаю все самые крутые гонки, слежу, смотрю по телевизору, знаю, как там и что. Но раньше - нет, не было такого особого интереса. Ну, разве что случайно, когда попадал на трансляцию по телевизору, мог посмотреть.

- Многие велогонщики рассказывают, что первый их визит на трек - это шок и ужас. У вас такое было?

- Первым треком было "Крылатское" - огромное монументальное сооружение, сейчас таких уже не строят, смотреть вниз ужасно страшно. Конечно, я боялся. Как без этого. Точкой отсчета для меня стал момент, когда я решился и проехал по треку.

- По голубой линии?

- Нет, прямо по полотну. Важно было проехать первый круг.

- Вы ведь еще и на шоссе гоняетесь. Что больше любите, трек или шоссе?

- Я люблю переключаться с трека на шоссе. Тренировки ведь сложные. Когда долго гоняешься только на треке, на шоссе очень тянет. И наоборот, конечно. Устанешь до жути от этого шоссе, и хочется вернуться на трек. На треке для меня, конечно, безопаснее. Там не попадет камень под колесо, ни на что не наедешь случайно. Помню, как учился на шоссе тормозить: тренер посадил меня и сказал: "Вот как доедешь до определенной точки, просто бросай крутить педали и самоходом тормози". Потом уж мы с ним нашли в интернете устройство, которое использовал один из велогонщиков с таким же поражением верхних конечностей, как у меня. Модифицировали это устройство, оно стало даже лучше, чем оригинал. А вот на треке хоть велосипед и без тормозов совсем, но, как я уже сказал, возможность риска гораздо ниже. Хотя у меня были серьезные травмы на треке, падал часто, часто ломался.

- У вас ведь есть команда, за которую вы выступаете?

- Да, она называется "Армада". Опять же Зуба Гивиевич очень помог со спонсором, иначе бы мы не справились. Сейчас у нас все в полном порядке: и финансирование хорошее, и материально-техническая база тоже. Если бы у нас не было той техники, которая есть сейчас, не было бы такого результата. Мы ведь всей сборной вернулись с чемпионата мира с медалями. У каждого из нас есть медаль - это просто феноменально! Будь у нас хуже техника, будь у нас даже другая трубка на неплохом велосипеде, о победе можно было бы забыть. Многое решают технические детали, и будь я даже готов на все сто без технической поддержки, хорошей техники, ничего бы не получилось. Речь ведь идет о сотых и тысячных секунд, так что здесь мелочей не бывает.

- Вы первый российский чемпион мира по паралимпийскому велоспорту. Почему раньше никто не смог добиться такого результата?

- Потому что стали уделять внимание этому виду спорта четыре года назад. Он ведь очень медалеемкий, приносит много медалей, почти как легкая атлетика или плавание. Появилась поддержка, появилось финансирование, у нас есть замечательный тренер Алексей Чуносов, который, можно сказать, и был у истоков всего этого. Наши медали - во многом его заслуга. И когда я говорю, что мои победы - победы всей страны, то ничуть не преувеличиваю, потому что поддержка со стороны Минспорта очень хорошая, есть понимание, что это очень важное дело.

- Как вам трек в Агуаскалентьесе?

- Было очень жарко. Выжег всю трахею, хорошо, что была возможность восстановиться, так бы было совсем тяжело. Но трек быстрый, высокогорье же. Отсюда и рекорды.

- Как я понимаю, у вас до Паралимпиады в Рио сплошные соревнования.

- Чемпионаты и на треке, и на шоссе, это правда. И я этому рад. Но ведь, вы знаете, мы вообще могли лишиться чемпионатов по треку. Мы все с нетерпением ждали, станет ли Брайан Куксон президентом UCI. Он ведь британец, а у них особенное отношение к велотреку. И когда Куксона избрали, очень оперативно решился вопрос с трековым чемпионатом мира. Мне мой друг из Британии сообщил: "Ну что, готовься, чемпионат мира будет!" И я подготовился!

________________________________________________________________________________________