Aлекс Занарди: С 90-процентной вероятностью могу сказать, что буду соревноваться в Рио-2016

11 Марта 2013
Aлекс Занарди: С 90-процентной вероятностью могу сказать, что буду соревноваться в Рио-2016

Алекс Занарди является одним из претендентов на Премию Лауреус в категории "Лучший спортсмен года с инвалидностью. Имя победителя будет объявлено 11 марта на торжественной церемонии в Рио-де Жанейро. В связи с эти событием Laureus.com взял у Алекса Занарди интервью, фрагменты из которого мы публикуем.

О своем пути к Лондону 2012

Вначале мне было просто очень любопытно. Я начал учиться езде на хэндбайке и к концу обучения понял, что эта дисциплина остается сравнительно новой для меня. Но я познакомился с тренером, скромным парнем и очень мудрым - именно такого мне не хватало. Благодаря ему я смог, наконец, улучшить свой тренировочный процесс и сделать значительные шаги вперед в подготовке, и мои результаты значительно улучшились. Весь конец  зимы и начало весны [перед Играми] я думал, "как я выгляжу на фоне своих потенциальных соперников" и с большим нетерпением ждал первого этапа Кубка Мира в Риме, где я имел первый шанс узнать ответ. Я выиграл обе гонки - 10-мильную и шоссейную, что значительно добавило уверенности в себе. Однако я также сознавал, что мои оппоненты смогли увидеть, с кем им придется оспаривать первенство в Лондоне. Я продолжал работать над собой, чтобы еще выше поднять уровень подготовки. Когда я, наконец, обнаружил [выиграв] в Лондоне, что этого достаточно, я понял, что моя мечта сбылась. Когда все это происходило, я ни на минуту не забывал о том, что лишь страсть и любовь к тому делу, которым я занимался, имели настоящее значение. Лондон был важным дополнением, но это не было единственной ценностью. Я победил, потому что я люблю это занятие. Я занялся хэндбайком не потому, что стремился попасть в Лондон 2012. Существует большая разница в этих понятиях.

О страстной любви к гонкам

Ты не можешь заставить себя воспылать страстью к чему-либо только из желания добиться результатов, лучших, чем у других людей. Это можно назвать амбициями, но не страстью. Ты должен иметь амбициии тоже. Я бы сказал, что для победы необходима правильная смесь из 70% страсти и 30% амбиций. Если ингридиенты смешать в обратной пропорции, то твоей главной целью станет успех, а так как все остальное является лишь дорогой к этому дню - тренировки и подготовка - ты веришь, что должен все принести в жертву. В таком случае ты не добьешься победы. Поэтому я говорю, что попал в Лондон благодаря страсти к велоспорту. Я научился мастерски ездить на хэндбайке не потому, что хотел принять участие в Играх 2012. Быть Алексом Занарди - значит, выбирать то, чем я хочу заниматься, а затем использовать это в профессиональных целях. Но так было не всегда. В мои ранние годы быть Алексом Занарди значило быть сыном двух прекрасных родителей, которые научили меня с любопытством относиться к жизни, всегда пробовать, чтобы понять, чем я хочу заниматься, каково мое предназначение, чему я хочу посвятить свою жизнь - и не только для того, чтобы повторить чей-то успех. Они учили меня использовать каждый день для того, чтобы добавить что-то к тому, что я сделал вчера. Так, шаг за шагом, ты сможешь добиться чего-то значительного. Я выбрал спорт, к которому чувствовал влечение, и должен сказать, что дорога к Лондону доставила мне, пожалуй, большее удовольствие, чем победа. Каждодневные тренировки были замечательным подарком от бога, чудесным опытом. Я думаю, что любой из  нас может это делать. Я делал это в самые мрачные дни своей реабилитации, когда все казалось безнадежным.

О реабилитации после катастрофы 2001-го года в Лаузице

Это произошло 15 сентября 2001. Я провел в госпитале 48 дней и перенес 16 операций. Когда я покинул госпиталь, мое состояние все еще было жалким, однако спустя месяц я впервые посетил ортопедический центр, где впоследствии заказал протезы. Было трудно восстанавливать силы и вновь учиться ходить. Это заняло целый год, и вот  тогда я, наконец, начал думать о других вещах. У меня появилась возможность попробовать сесть за руль гоночного автомобиля. После этого я почувствовал желание снова участвовать в гонках, потому что тот первый тест показал, что хотя это будет очень трудно, я увидел свет в конце тоннеля. Я смог поверить в то, что у меня есть возможность соревноваться на самом высоком уровне и выигрывать гонки.

Снова за рулем

Мой первый автомобиль был устроен так, что я мог управлять руками... Я работал пальцами проворнее, чем Джимми Хендрикс на своей гитаре. Однако это было слишком. Тогда я сел с механиками и инженерами и высказал предложение давить на тормоз своей правой ногой, которая была длиннее после аварии. Их реакция была однозначной: "Это невозможно! В автомобиле нет тормоза с усилителем, и ты должен давить на педаль с силой более 100 кг". Но у меня аллергия на слово "невозможно". Я взял весы, приложил их к стене и попросил инженера, сказавшего "невозможно", надавить на весы ногой. Он смог выжать 105 кг. Я сказал: "Моя очередь" и выжал 125 кг. Инженер понятия не имел, что я в состоянии это сделать. Итак, мы закрепили башмак на обычной педали тормоза, чтобы моя нога все время находилась на тормозах. После первого круга с новыми тормозами я уже знал, что вновь стану профессиональным гонщиком. Я видел свое будущее на соревнованиях высшего уровня. Это пробудило мое любопытство. Позже любопытство переросло в страсть, а остальное стало историей.

O первых соревнованиях на хэндбайке

Когда я впервые принял участие в Нью-Йоркском марафоне [в 2007], будучи там в качестве участника автогонок, люди выразили мнение, что я мог бы поехать в Пекин на Паралимпийские Игры. Но разница между мной и лучшими спортсменами была слишком большой, чтобы преодолеть ее в столь короткий срок. Тем не менее, это был великолепный жизненный опыт для меня.

O Лондонских Играх

Игры были фантастические, Британия может ими гордиться, и я думаю, что они гордятся. Думаю, что истинной ценностью, приносящей нам вдохновение, является возможность видеть людей, которые воспринимают свою жизнь, как огромную возможность самосовершенствоваться. Их пример вдохновляет, как бы говоря "да, ты можешь сделать то же самое". Возможно, не на том же уровне, но по крайней мере попытаться сделать себя лучше. Когда ты видишь кого-то типа Усейна Болта, у тебя может возникнуть мысль, что он с Марса. Что ты никогда не сможешь повторить его достижение. Миссия паралимпийцев состоит в другом. Ясно, что каждый из них находится в невыгодном положении, но когда ты видишь девушку, подобную слепой пловчихе Сесилии Камеллини, ты не можешь избежать чувства вдохновения. Думаю, что девиз Игр "Вдохновить поколение" был услышан.

O победе в Лондоне 2012 и торжестве с хэндбайком в руке над головой

Большие победы не были редким событием в моей жизни. И все же после победы на Брэндс Хэтч я был очень, очень счастлив. Я схватил свой хэндбайк и радостно поднял его над головой, потому что я торжествовал. На следующий день мне сказали, что эта фотография была помещена на первой странице Daily Telegraph. Этот снимок запечатлел чувство торжества, идущего от победы в такой гонке, от всего того, что я сделал для этого в своей жизни и в результате оказался в Лондоне на Паралимпийских Играх. Если бы кто-то сказал мне несколько лет назад, что такое случится, я бы спросил этого человека, не обкурился ли он чего-нибудь!
Но когда я выиграл шоссейную гонку и слез со своего хэндбайка, у меня был другой момент "Занарди". Я поцеловал асфальт. Как только я прикоснулся к асфальту губами, я ощутил удар элекротоком. Это было нечто неожиданное. Теплый асфальт. Передо мной как бы возникли многие картинки, моменты моей жизни. Я видел себя - маленького мальчика, делающего свои первые круги на карте и папу рядом с собой, потому что он был моим механиком. Мою первую победу в гонке, сложные моменты, и потом - гонка на Брэндс Хэтч в 1991-м, за 21 год до Лондона 2012, по результатам которой я впервые получил право стартовать с поул-позиции, затем опять проигрыш. Переезд в США и радость от успехов. Потом очень трудный период после катастрофы, реабилитация. Все это пронеслось за две секунды. Это был потрясающий момент. Наполненый восторгом, и ностальгией одновременно. Для всего, что я делал в жизни, асфальт был как связующий элемент. Если бы кто-то сказал, что я не только добьюсь такого уровня, благодаря которому смогу пройти квалификацию на Паралимпийские Игры, но и выиграю там, и что это случится на Брэндс Хэтч, одном из моих любимых треков, который был очень важным в моей карьере гонщика, где я был близок к победе и вот, наконец, достиг победного результата на своем хэндбайке. Да, это выглядит ироничным, являясь частью плана всевышнего, потому что для простого смертного такой план кажется слишком совершенным. То, что это произошло на Брэндс Хэтч, было наполнено особым смыслом.

O номинировании на Премию Лауреус

Эта премия очень престижна и по-настоящему важна. Но я знаю, что другие номинанты достойны ее в той же мере. Академии предстоит сделать сложный выбор. Один человек будет очень счастлив, но это не должно означать разочарования для других, потому что они остаются чемпионами, иначе не были бы выдвинуты. Лично для меня сам факт быть номинированным - уже большой источник гордости.

O возможности принять участии в лыжных гонках в Сочи 2014

Недавно я начал кататься на беговых лыжах, и в журнале появилась фотография меня на лыжах, которую сделал один из моих болельщиков или папарацци. Немедленно появились слухи о том, что "Занарди собирается в Сочи для участия в Паралимпийских Играх". Не могу с уверенностью сказать, что этого не случится, но нет причины утверждать что это произойдет. Конечно, когда меня спрашивают, рассматриваю ли я такую возможность, я не говорю "нет", потому что люблю спорт, люблю бегать на лыжах, но лыжи требуют много времени, которого я не имею в своем возрасте. Сочи? Могу сказать с 90% уверенностью, что не поеду, потому что знаю, что это не так просто. В спорте любого уровня, если ты хочешь победить, необходимо обладать определенным талантом, но также и способностью развить этот талант. Думаю, что у меня недостаточно для этого времени.

Oб участии в Рио 2016

До Рио еще много времени, а в 46 лет твои годы считаются, как у собак - один за семь. Я надеюсь, смогу сохранить форму, достаточную для участия в соревнованиях, и я оптимист. Так что, сказав 90% "нет" - Сочи, я говорю 90% "да" - Рио. Я по-прежнему сохраняю свою страсть к хэндбайку и с удовольствием отдаю время тренировкам. Я все еще новичок в качестве спортсмена, и хотя могу потерять что-то из-за возраста, я верю, что смогу восполнить это, продолжая движение вперед и оставаясь в соревновательной форме.