Адаптивный скалодром для детей с ограниченными возможностями здоровья заработал в новосибирском центре «Заря»

5 Сентября 2023
Адаптивный скалодром для детей с ограниченными возможностями здоровья заработал в новосибирском центре «Заря»
На площадках филиалов Городского центра социальной помощи семье и детям департамента по социальной политике мэрии Новосибирска используют новые сервисы, направленные на организацию терапии для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В филиале Городского центра — «Заря» на улице Забалуева — в частности внедрены и успешно работают адаптивные виды спорта — роллерный спорт и скалолазание.

«Всем детям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья показаны адаптивные виды реабилитации — адаптивная физкультура. Но ребенку, тем более детям с особенностями развития, нельзя сказать: «Отожмись десять раз, потому что так нужно». Это не сработает. Поэтому все наши занятия проходят через игру, через использование интерактивных методов», — рассказала заместитель директора Городского центра социальной помощи семье и детям Ксения Иванова.

С 2020 года в филиале «Заря» внедрена методика проведения терапевтических занятий по роллерному спорту для детей с ментальными и двигательными нарушениями в возрасте от 5 до 9 лет.


«Роллерный спорт способствует улучшению координации движения, тренирует вестибулярный аппарат. В целом после занятий улучшается физическая активность детей, эмоциональный фон», — рассказывает инструктор по адаптивному роллерному спорту Нелли Клюкина. Она вместе с коллегой прошла обучение по программе «Лыжи мечты. Ролики»: «Теория и методика реабилитации лиц с диагнозом ДЦП, аутизм, синдром Дауна и слабовидящий посредством занятий роллер-спортом» в Москве.

На территории филиала «Заря» есть специальная дорожка с прорезиненным покрытием для летних занятий адаптивными роликами. В зимнее время занятия проходили в отдельном кабинете. Но с недавнего времени в здании Центра была организована более просторная (около 100 кв. м) площадка, которая, благодаря стилизации, имитирует нахождение ребенка в городской среде, способствуя помимо прочего социализации ребенка.

В августе 2023 года в «Заре» был открыт адаптивный скалодром, созданный благодаря благотворительной помощи партнеров департамента по социальной политике. Здесь проходят занятия параклаймбингом в рамках курса «Достигая вершин». Реализуют его совместно двое специалистов — инструктор по адаптивной физкультуре и психолог. Они прошли переподготовку по курсу «Спортивное и адаптивное скалолазание» в Нижегородском госуниверситете им. Лобачевского.

На занятиях при помощи квалифицированных инструкторов с использованием специального снаряжения ребята преодолевают трассы различной сложности, обретая веру в себя и достигая собственных вершин. Этот вид реабилитации сочетает в себе физические нагрузки, развитие логического мышления и личностных качеств, учит настойчивости и целеустремленности, помогает преодолевать страх и нерешительность. Здесь занимаются дети в возрасте от 4 до 10 лет.


«Наш скалодром — уникальная инновационная площадка. Эта имитация скальной поверхности является одновременно развивающим и развлекательным тренажером. Благодаря зацепам в частности достигается очень хороший массажный эффект для рук, развивается координация движения, умение работать в команде, планировать и распоряжаться своими дальнейшими действиями. Не менее важной целью занятий на скалодроме является сам процесс преодоления препятствий», — говорит Марина Холевчук, психолог, инструктор по адаптивному скалолазанию.

По словам мамы одного из детей, занимающихся на скалодроме, Светланы Стовбур, результат занятий налицо — ребенок выглядит более здоровым, лучше ориентируется в пространстве, стала более раскрепощенной. Светлана с дочерью не впервые в «Заре» и каждый раз замечает внедрение новых практик.

«Кажется, что ребенку с ограниченными возможностями здоровья ничего нельзя. А мы ставим его на ролики, на скалу возможностей — адаптивный скалодром. Ребенок, открывая для себя новое, занимаясь спортом, обретает уверенность в себе и помогает решать наши совместные задачи по физическому и умственному развитию», — заключает Ксения Иванова.


Источник