3 декабря отмечается Международный день инвалидов

3 Декабря 2019
3 декабря отмечается Международный день инвалидов

Международный день инвалидов отмечается во всем мире ежегодно 3 декабря в соответствии с резолюцией 47/3 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 октября 1992 года с целью повышения осведомленности и мобилизации поддержки важных вопросов, касающихся включения людей с инвалидностью как в общественные структуры, так и в процессы развития. 

По данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 октября 2019 года в Российской Федерации насчитывалось 11,95 млн людей с инвалидностью, в том числе 679,9 тыс. детей-инвалидов.

За семь лет, истекших после ратификации в 2012 году Конвенции о правах инвалидов, в Российской Федерации осуществлен ряд изменений в государственной политике по отношению к людям с ограничениями жизнедеятельности. Эти изменения направлены, прежде всего, на поэтапное формирование правозащитного подхода к вопросам инвалидности.

С целью приведения законодательства Российской Федерации с положениями Конвенции внесены значительные изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также ряд других федеральных законов. В соответствие с федеральным законодательством приведены региональные законы, регулирующие вопросы обеспечения доступной среды для инвалидов.

Как сообщили в пресс-службе Минтруда, постановлениями правительства Российской Федерации и приказами федеральных органов исполнительной власти принято более 60 порядков, правил, государственных стандартов, определяющих механизм реализации конкретных требований Конвенции. Требования Конвенции имплементированы во все административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг.

Введено требование о том, чтобы строительство объектов и производство, закупка товаров, информационных систем, транспортных средств осуществлялись с учетом потребностей граждан с инвалидностью. Этим требованиям придан обязательный для исполнения характер. Новыми нормами законодательства в соответствии с идеями «инклюзии» и «недискриминации» дополнены обязанности государства и бизнеса по созданию инвалидам четко прописанных условий для самостоятельной жизни.

В числе таких условий в законах и подзаконных актах установлены контролируемые государством требования по созданию безбарьерной среды, оказанию помощи в беспрепятственном пользовании информацией, обеспечении индивидуальной мобильности, получении услуг более чем в 25 сферах жизнедеятельности в том числе в сферах образования, социальной защиты, труда и занятости, охраны здоровья, культуры, всех видов транспорта, связи и информации, строительства и жилищно-коммунального комплекса, избирательного права. Правовыми актами правительства Российской Федерации, федеральных и региональных министерств определены более 800 показателей поэтапного создания таких условий доступности.

В 2017 году принят федеральный закон, установивший систему государственного контроля (надзора) за обеспечением доступа инвалидов к объектам и услугам. Законом и подзаконными актами четко определены органы, уполномоченные осуществлять этот вид контроля в сферах труда, социального обслуживания, образования, культуры, медицинской помощи и лекарственного обеспечения, связи и информации, транспортного обслуживания, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

В 2019 году принят Федеральный закон от 18 июля 2019 года № 180-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым определены правовые механизмы привлечения виновных к административной ответственности за правонарушения, связанные с необеспечением законодательно установленных условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Таким образом, в 2019 году завершено формирование системы государственного контроля (надзора) за соблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам и услугам.

Реализация Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

В рамках реализации Государственной программы «Доступная среда» субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета на мероприятия:

  • по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (субсидия по линии Минтруда России) – с 2013 года по 2018 год включительно;
  • по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (субсидия по линии Минспросвещения России, ранее – Минобрнауки России) – с 2011 года по 2020 год включительно;
  • по поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту, закупаются оборудование, инвентарь и экипировка, компьютерная и орг. техника, транспортные средства для оснащения указанных учреждений (субсидия по линии Минспорта России) – с 2011 года по 2020 год включительно.

По линии Минтруда России дооборудовано 24,5 тыс. приоритетных объектов, что составляет 64,1 % от их общего количества (около 38,2 тыс.). По линии Минпросвещения России (ранее Минобрнауки России) количество школ, в которых обучаются дети-инвалиды, увеличилось в 4,9 раза – с 2 000 в 2011 году до 9 838 (22,8 %, при плановом значении – 22,3 %) к концу 2018 года. Общее количество дошкольных образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, на конец 2018 года составляет 7 427 (18%, при плановом значении – 17,5%).

В 2018 году достигнуты предусмотренные государственной программой средние по стране показатели доступности образовательных услуг:

  • доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием – 90%;
  • доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего среднего общего образования – 98 %;
  • доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование – 41%.

По линии Минспорта России оказана поддержка 51 учреждению спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту из 59 существующих. Это позволило к 2018 году обеспечить показатель «доля лиц инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом» на уровне 70,1 %.

С 2019 года субсидия из федерального бюджета предоставляется регионам только по линии Минпросвещения России и Минспорта России.

Реализация мероприятий по созданию установленных законодательством условий доступности для инвалидов должна осуществляться регионами в пределах своих полномочий за счет собственных средств, в том числе мероприятий «дорожных карт», принятых в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов».

Трудоустройство инвалидов и сопровождаемая занятость

По состоянию на 1 октября 2019 года стабильную работу имеют 28,8 % инвалидов трудоспособного возраста. Принимаемые меры рассчитаны на увеличение их доли до 50 % к 2025 году. По данным мониторинга, численность инвалидов, трудоустроенных при посредничестве органов службы занятости, за январь – сентябрь 2019 года составила 66,8 тыс. человек, что на 4,1 тыс. человек больше, чем за соответствующий период 2018 года.

В 2017 году правительством России утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы. Основные направления плана предусматривают: совершенствование механизма контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места; повышение эффективности работы органов службы занятости; создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.

С 2018 года во всех субъектах РФ реализуются региональные программы сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве. С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 476-ФЗ, которым введена новая государственная услуга – сопровождение при содействии занятости инвалидов, а также определен механизм ее реализации. При этом предусмотрено функциональное взаимодействие органов занятости, учреждений медико-социальной экспертизы, социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих (волонтерских) организаций, работодателей.

В настоящее время Минтруд России разрабатывает законопроекты, направленные на совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов, в рамках которых в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. В качестве «пилотных» регионов выбраны Республика Саха (Якутия), Алтайский край, Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации по состоянию на 2 квартал предшествующего года.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Средства фондов планируется направлять на:

  • организацию профессионального обучения и прохождение дополнительного профессионального образования инвалидов;
  • создание и оборудование специальных рабочих мест для инвалидов;
  • мероприятия, связанные с сопровождением при содействии занятости инвалидов.

Федеральный реестр инвалидов

С 1 января 2017 года начала функционировать федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов». Ее создание осуществлялось поэтапно в соответствии с решениями правительства России. Основными целями создания Реестра являются: упрощение получения государственных услуг инвалидами; повышение их информированности о своих правах; наделение органов государственной власти необходимой актуальной информацией при формировании государственной политики в отношении инвалидов.

В связи с введением в эксплуатацию Реестра сведения из документов, выдаваемых учреждениями медико-социальной экспертизы, теперь могут быть запрошены для предоставления государственных и муниципальных услуг из указанной государственной информационной системы в порядке межведомственного взаимодействия, и предоставления документа в бумажном виде самим инвалидом уже не требуется.

С начала этого года, назначение пенсий и ежемесячных денежных выплат инвалидам осуществляется на основе Реестра. Использование Реестра позволяет в более короткий срок произвести назначение пенсий и выплат, еще до получения самой справки. Чтобы снять с инвалидов обязанность предоставлять документы, выдаваемые МСЭ, были внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которые исключают документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы из перечня документов «личного хранения».

Статья 5.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнена нормой (вступит в силу с 1 июля 2020 года), которая устанавливает, что принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, оказании им государственных или муниципальных услуг, реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в Реестре, а также представленных заявителем документов при условии отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов.

Указанная норма позволит установить правовую возможность для использования сведений, содержащихся в Реестре, при оказании услуг и реализации иных прав инвалидов, а также исключить возможные риски представления гражданами в государственные органы, подложных или недостоверных сведений об инвалидности, и необоснованного получения ими выплат, льгот и мер социальной поддержки.

Технические средства реабилитации и услуги

Важной составляющей работы по оказанию помощи инвалидам, является своевременное обеспечение их качественными техническими средствами реабилитации (ТСР). По сравнению с прошлыми периодами финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов ТСР стало стабильным и существенно увеличено. Если пять лет назад на эти цели бюджетом выделялось порядка 21 млрд рублей, то в 2019 году предусмотрено свыше 31 млрд рублей, в 2020-2022 годах – более 35,5 млрд рублей ежегодно.

В 2018 году расширен перечень ТСР для инвалидов с одновременным нарушением слуха и зрения. С прошлого года данная категория граждан обеспечивается брайлевским дисплеем и программным обеспечением экранного доступа. Кроме того, для этой категории инвалидов увеличено количество бесплатных часов тифлосурдоперевода – с 40 до 240 часов в зависимости от степени нарушения.

В 2019 году с 30 до 7 дней сокращен срок обеспечения ТСР инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи.

В соответствии с поручением президента Российской Федерации Минтруд России подготовил законопроект, предусматривающий возможность предоставления электронного сертификата на приобретение технических средств реабилитации.Основная цель законопроекта – минимизировать недостатки действующих механизмов обеспечения. Электронный сертификат позволит инвалидам самостоятельно выбирать, модель, функционал и марку изделия.

Медико-социальная экспертиза

За последние годы процедура медико-социальной экспертизы была существенно усовершенствована. Так, с 2018 года по поручению президента Российской Федерации обмен документацией между медицинскими организациями и учреждениями медико-социальной экспертизы осуществляется без участия инвалидов. Поэтапно осуществляется переход на электронный обмен.

Постановлением правительства РФ от 28 марта 2018 года № 339 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» утвержден перечень заболеваний, при которых инвалидность устанавливается при первом обращении бессрочно, а детям – до 18 лет. Это позволяет исключить многократные ежегодные освидетельствования граждан при заведомо неблагоприятном течении заболевания.

Конкретизирован вопрос заочного установления инвалидности. Теперь, когда состояние здоровья очевидно тяжелое, либо личное присутствие для инвалида невозможно в силу территориальной удаленности, решение принимается заочно (без личной явки) – на основании документов.

Постановлением правительства Российской Федерации от 16 мая 2019 года № 607 в отношении установления инвалидности существенно изменены и упрощены Правила признания лица инвалидом. Исключена обязанность подавать заявление на освидетельствование, достаточно дать согласие на это в организации здравоохранения, где гражданин получает лечение и которая направляет его на медико-социальную экспертизу.

Постановлением правительства Российской Федерации от 04 июня 2019 года № 715 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» сокращен до трех дней срок установления инвалидности больным после перенесенной операции по ампутации конечности. Это позволяет в более ранние сроки обеспечить данных граждан необходимыми техническими средствами реабилитации.

Совместным приказом Минтруда России и Минздрава России от 31 января 2019 года № 52н/35н утвержден перечень обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы. Это избавляет граждан от необходимости проходить дополнительные или уточняющие исследования.

Постановлением правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 года № 823 в Правила признания лица инвалидом внесены изменения, предусматривающие установление категории «ребенок-инвалид» до достижения возраста 18 лет при освидетельствовании детей с инсулинозависимым сахарным диабетом.

С учетом результатов пилотного проекта и совместной работы с главными внештатными специалистами и главными внештатными детскими специалистами Минздрава России утверждены новые классификации и критерии, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы, предусматривающие одновременно количественную систему оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма граждан в возрасте 18 лет и старше и количественную систему оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма детей в возрасте до 18 лет.

Участие общественных организаций в мониторинге соблюдения прав инвалидов

Конвенция о правах инвалидов предусматривает обязанность государств вовлекать в процесс наблюдения за соблюдением прав инвалидов представляющих их интересы общественные организации. В связи с этим Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривается обязательность привлечения общественных организаций инвалидов к участию в подготовке решений, затрагивающих интересы инвалидов.

За последние годы в несколько раз выросли объемы государственной поддержки общественных организаций инвалидов, в том числе их деятельности, направленной на защиту интересов инвалидов и мониторинг соблюдения их прав органами государственной власти. Вместе с тем, по оценке Комитета ООН по правам инвалидов, участие общественных организаций инвалидов в мониторинге соблюдения Конвенции и качество их взаимодействия в этих целях с государством нуждаются в улучшении. Такой вывод сделан при рассмотрении первоначального доклада Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции.

С целью реализации данного замечания Минтруд России издал приказ от 22 ноября 2019 года № 729 «Об организации участия общероссийских общественных организаций инвалидов в мониторинге реализации положений Конвенции о правах инвалидов на период 2019-2020 годов», предусматривающий меры по активизации участия общественных организаций инвалидов в мониторинге реализации положения Конвенции. Приказом Минтруда России № 729 от 22 ноября 2019 года создана рабочая группа по организации этой работы, а также утвержден План мероприятий на период 2019-2020 годы в целях оказания содействия общественным организациям инвалидов в осуществлении ими мониторинга соблюдения прав инвалидов.



Источник