ќрнелла ƒанченко Ч юна€ фигуристка с синдромом ƒауна

ќрнелла ƒанченко Ч юна€ фигуристка с синдромом ƒауна
6 »юл€ 2020
” нее порок сердца и она с трудом говорит, но это не помешало 11-летней девочке добитьс€ успеха на льду. »ногда на тренировке ќрнелла падает, ей больно. Ќо она встает и едет дальше.

Ђ огда € выводила ќрнеллу на старт ее первых международных соревнований, неожиданно подумалось: а ведь всего этого могло не быть, если бы мама девочки послушалась врачей и согласилась отказатьс€ от дочери в роддоме. ќрнелла жила бы в интернате, никогда бы не встала на коньки, и ее историю не узнали бы во всем миреї, Ч говорит тренер по фигурному катанию ќльга Ќечаева.

ќрнелле ƒанченко 11 лет. ќна живет в Ћатвии, в –иге, любит рисовать, занимаетс€ музыкой, плаванием, прекрасно катаетс€ на велосипеде. ¬ 2018 году она выиграла серебр€ную медаль в одиночном катании на международных соревновани€х в ‘инл€ндии, а сейчас продолжает тренироватьс€ уже в паре, в дисциплине Ђтанцы на льдуї.

ќрнеллу назвали в честь италь€нской актрисы ќрнеллы ћутти. ” нее Ц синдром ƒауна, причем не в легкой форме: вскоре после рождени€ девочке диагностировали порок сердца, а говорить ќрнелле трудно до сих пор. Ќо это не помешало ей четыре года назад выйти на лед и добитьс€ успеха.

Ђѕриводила дочь из сада, запиралась в комнате и рыдалаї

ƒиана –учевска€, мама ќрнеллы, родила ее совсем рано, в 22 года. ќ том, что у дочери синдром ƒауна, узнала только в роддоме, анализы и ”«» ничего не показали. Ђя потом не раз сталкивалась с мнением, что такие дети рождаютс€ у алкоголиков, наркоманов или у возрастных родителей. ¬ нашем случае все было совсем не так, но разве докажешь это люд€мї, Ц с грустью говорит ƒиана.

ќ том, как на нее давили врачи в роддоме, как предлагали оставить дочь, она рассказывает очень скупо Ц не хочетс€ возвращатьс€ к грустным воспоминани€м. “олько в середине разговора, уже немного доверившись, она сказала: Ђ онечно, € сомневаласьї. Ќо в результате девочка осталась в семье.

ƒиану поддержали ее мама и супруг, а вскоре вы€снилось, что у ќрнеллы порок сердца, который часто бывает у детей с —ƒ, и об€зательно потребуетс€ операци€. ѕосле года девочку прооперировали, затем поставили кардиостимул€тор. ЂЁто с ней пожизненно, врем€ от времени мы ложимс€ в больницу, чтобы его заменить, проходим реабилитациюї, Ц делитс€ ƒиана.

ќна добавл€ет, что даже такие особенности здоровь€ не накладывают на жизнь ќрнеллы почти никаких ограничений Ц разве что в детстве девочка быстрее своих сверстников уставала, и родители не утомл€ли ее долгими прогулками. Ќо в целом ƒиана стараетс€ не относитьс€ к дочери, как к инвалиду, не тр€стись на ней, а просто жить обычной жизнью Ц ходить в кафе, путешествовать, заниматьс€ спортом.

ќ первых годах жизни ќрнеллы мама вспоминает неохотно. —муща€сь, когда € пытаюсь выт€нуть у нее подробности тогдашних переживаний, говорит, мол, зачем теперь об этом, если все изменилось к лучшему. »зменилось Ц это ƒиана говорит, прежде всего, про саму себ€ и свое отношение к ситуации.

Ђ онечно, тогда € была молоденька€, и часто думала: почему так, за что у мен€ такой ребенок? Ѕывало, и рыдала. ѕомню, мечтала, чтобы ќрнелла пошла в обычный детский садик, и, когда ей было три годика, мы отдали ее. ¬озникли проблемы с воспитател€ми: одна из них всеми правдами и неправдами делала так, чтобы мы ушли. ќна не видела ничего позитивного в поведении ќрнеллы, и каждый раз, когда € приходила ее забирать по вечерам, слышала только замечани€: ќрнелла не делает того-то, у нее не получаетс€ вот это. ƒл€ мен€ это было очень болезненно, € приходила домой, запиралась в комнате и плакала. „ерез какое-то врем€ ќрнеллу стал забирать из садика папа, и ему они уже не высказывали свои претензии, а потом мы перевели ее в специализированный сад Ц и там нас встретили чудесные воспитатели, очень помогалиї.

Ђ—портивный характер плюс харизма Ц это было €сно уже в детствеї

ћама ќрнеллы признаетс€, что на старте не знала о синдроме ƒауна ничего. ѕомог случай Ц ƒиана познакомилась с женщиной, котора€ воспитывала такого ребенка, и получила не только психологическую поддержку, но море информации, а главное Ц контакты разных специалистов. ќсобенно помог микрологопед, специалист по ранней коррекции речи.

ќрнелла прекрасно понимает все, что ей говор€т, различает разные иностранные €зыки и может на слух запомнить и пон€ть значение некоторых слов, например, из италь€нского или немецкого. ќна билингв: дома разговаривает по-русски, но в школе по закону Ћатвии, преподавание идет на двух €зыках, русском и латышском.

ƒевочка говорит, но совсем немного: да, нет и еще некоторые слова.   сожалению, понимать ее могут в основном близкие, мама и бабушка. ќдин из симптомов синдрома ƒауна Ц слабость речевого аппарата и трудности с речью. “аким дет€м необходим специальный логопедический массаж, много зан€тий, а еще больше Ц вера близких в то, что однажды все получитс€. ” ƒианы эта вера была и остаетс€.

ќрнелла с детства очень усидчива Ц подолгу могла собирать паззлы, рисовать, играть с бусинками или смотреть мультфильмы. ќсобенно ей нравились полнометражные диснеевские истории, например, Ђ ороль-левї и Ђ101 далматинецї. ƒиана удивл€лась, как такой крохе, в 3-4 года, удаетс€ долго удерживать на чем-то внимание, ведь нормотипичные сверстники ќрнеллы в основном предпочитали посто€нную смену де€тельности.

 ак и все Ђсолнечныеї дети, ќрнелла с ранних лет была очень веселой, открытой и общительной, к ней т€нулись все без исключени€, и на детской площадке за п€ть минут вокруг девочки собиралась толпа других малышей. ј еще в ќрнелле с детства виден характер. ƒаже не уме€ толком говорить, девочка всегда и везде отстаивала свою точку зрени€, умела найти способ сообщить о своих желани€х и твердо требовала своего. Ђ—портивный характерї, Ц так определ€ет эту черту мама ƒиана, потому что требовательна ќрнелла не только к другим, но и к себе. ¬тора€ черта, котора€ определилась в раннем детстве, а сейчас помогает в спорте Ц неверо€тна€ харизма.

ќ том, что в Ћатвии есть тренер, котора€ занимаетс€ с особыми детьми фигурным катанием, ƒиана –учевска€ узнала от подруги, той самой, котора€ помогла на старте. “ак четыре года назад ќрнелла с мамой познакомились с ќльгой Ќечаевой.

Ђясно, что у этой девочки Ц дар к фигурному катаниюї

ќльга Ќиколаевна Ќечаева в фигурном катании с детства. ¬ советские годы была в молодежной сборной ———– от Ћатвии, потом закончила рижскую јкадемию спорта, оттуда ее направили в √»“»—, учитьс€ по специальности Ђрежиссер балетаї. Ђћне повезло попасть на курс первой олимпийской чемпионки в танцах на льду Ћюдмилы јлексеевны ѕахомовой.   сожалению, она учила нас всего один год, и вскоре ушла из жизни. ¬ыпускал курс уже »горь Ѕобринї, Ц говорит тренер.

¬ конце 90-х Ќечаева стала тренировать особых детей. —ложилось все почти случайно. Ќа одном из мастер-классов к ней подошел мальчик с ƒ÷ѕ и призналс€, что очень хочет кататьс€. Ёто был ƒенис  аргин, сейчас он Ц насто€ща€ звезда особого спорта. ѕотом стали по€вл€тьс€ другие ученики, ќльга Ќиколаевна, как могла, старалась попул€ризировать то, чем занимаетс€: давала интервью на радио, приглашала родителей, но первое врем€ шли к ней неохотно, стесн€лись. ЂЁто, видимо, св€зано с нашим менталитетом, прин€то было пр€тать таких детей. Ќо € к тому времени уже бывала за границей и видела, что там люди с ƒ÷ѕ, аутизмом, синдромом ƒауна на виду. ћне хотелось, чтобы и в Ћатвии было так жеї, Ц рассказывает Ќечаева.

ќрнелла ƒанченко стала третьей ученицей тренера, а сейчас у нее в двух секци€х, в –иге и Ћиепа€, занимаетс€ в общей сложности 40 человек c ментальными особенност€ми. Ђ” ќрнеллочки дар к катанию. Ќе знаю, как описать это словами, просто вижу, чувствую. ¬озможно, благодар€ своему долгому опыту работыї, Ц говорит ќльга Ќечаева.

Ќа коньки ќрнелла встала сразу, почти тут же поехала. ≈е мама говорит, что ей настолько понравилось фигурное катание, что за все четыре года девочка ни разу не закапризничала и не отказалась от тренировки.

 ак только ќрнелла обула коньки, оказалось, что фигурное катание Ч любовь с первого взгл€да. Ќа тренировки ее воз€т бабушка или мама, а сама она готова работать очень упорно.

 онечно, все получилось далеко не сразу: особым дет€м нужно врем€. ѕоначалу и ƒиана считала, что возит дочь на зан€ти€ скорее Ђдл€ здоровь€ї, и тренер девочку не торопила. Ќо постепенно у ќрнеллы стало получатьс€ все лучше и лучше: укрепились мышцы, улучшилась координаци€.

Ђѕодход к тренировкам обычных детей и особых не отличаетс€. я много где консультировалась Ц в –оссии, в јнглии, в —Ўј, и свидетельствую, что здесь необходимо все то же самое: регул€рность, повторени€, движение от простого к сложному. ≈динственное Ц еще нужно очень много терпени€ї, Ч комментирует ќльга Ќечаева. ќна приводит в пример другого своего ученика, у которого также синдром ƒауна. ѕервый год мальчик почти все тренировки просто сто€л на льду у бортика, а потом поехал и сейчас принимает участие в соревновани€х.

ЂЅывает, во врем€ тренировки упадет, но встает и едет дальшеї

ѕервый сезон девочка привыкала ко льду, тренер притиралась к новой ученице. ќльга Ќечаева вспоминает, что больше всего ее смущало, что ќрнелла почти не говорила, и первое врем€ сложно было быть уверенной: все ли юна€ фигуристка понимает?

ѕостепенно стало €сно, что понимает, и еще как! ƒаже самую сложную терминологию. Ђ√оворишь ей: Ђƒелаем Ђтроечкиї (элемент в виде поворота на одном лезвии с переднего хода на задний, после которого на льду остаетс€ след в виде цифры три Ц прим. ред.) Ц и она уже бежит выполн€тьї, Ц приводит пример тренер.

—вое дело делали и близкие ќрнеллы, мама и бабушка. ѕапа сейчас не живет с дочерью, но также сохран€ет с ней тесную св€зь: часто берет к себе, балует и очень любит. Ќо основной Ђударї прин€ла на себ€ именно бабушка Ц это она чаще всего возит внучку на тренировки, и, сама в прошлом спортсменка, никаких поблажек не дает. Ђ онечно, мы опекаем ее и помним, что у ќрнеллы была операци€ и стоит кардиостимул€тор. Ќо мы с самого начала не считали ее больной. ƒл€ мен€ очевидно: от того, как ты будешь воспринимать ребенка, зависит и то, каких он результатов добьетс€ї, Ц считает ƒиана –учевска€.

ќна добавл€ет, что в свои 11 лет юна€ фигуристка остаетс€ очень целеустремленной. ЂЅывает, во врем€ тренировки ќрнелла упадет, и видно, что ей больно. Ќо она встает, собираетс€ и едет дальше. „тобы она расплакалась Ц это нужно, чтобы она очень сильно ударилась, да и то она скрывает слезыї.

Ђ¬ тот день € плакала от счасть€ и гордиласьї

—реди особых подопечных тренера Ќечаевой ќрнелла ƒанченко стала первой, кто поехал на международные соревновани€. ќльга Ќиколаевна долго искала, где могут быть представлены ее ученики, и несколько лет назад узнала о существовании Special Olympics International Ц международной организации, котора€ организует спортивные соревновани€ дл€ людей с ментальными нарушени€ми. ¬се сошлось и по€вилась цель Ц к чему готовитьс€, ради чего тренироватьс€.

¬ 2018 году на международных соревновани€х по программе Special Olympics в ‘инл€ндии состо€лс€ дебют ќрнеллы с одиночной программой. ѕодготовка шла серьезна€: как и у обычных фигуристов, здесь есть набор об€зательных элементов, которые должен выполнить спортсмен, жюри оценивает выступление. ƒевочка справилась прекрасно.

— соревнований она увезла Ђсереброї. —удей особа€ фигуристка сразила своим коронным номером Ц ќрнелле особенно удаетс€ элемент Ђпистолетикї, когда спортсмен, присев на лед, проезжает вперед, выт€нув одну ногу. «десь важно держать баланс и не тер€ть скорости, девочке удаетс€ и то, и другое. Ђ” мен€ обычные дети не все могут выполн€ть этот элементї, Ц гордитс€ тренер ќльга Ќечаева.

√ордитс€ и мама: пока ќрнелла выступала, она болела за дочь на трибунах. Ђћне казалось сначала, что она слишком спокойна€. ѕомню, € все пыталась угадать, понимает дочь, что происходит, и насколько все это серьезно. ј потом смотрю Ц она действительно нервничает, но виду не показывает.  огда объ€вили о победе Ц это огромное счастье. я плакала, € гордилась. ћы увидели, что любой труд, усили€, вложенные в ребенка, оправдываютс€. я почувствовала, что все возможно. ’от€Е может быть нельз€ так говорить, это покажетс€ со стороны слишком самонаде€нным. Ќо у мен€ всегда было ощущение, что все у нас будет хорошо, что наши общие усили€ Ц тренера, моей мамы, мои и, конечно, ќрнеллы Ц к чему-то приведут. “ак и вышлої.

” ќрнеллы же по€вилась цель. Ђ’очу кататьс€ и выступатьї, Ц так сформулировала она сама в разговоре с мамой. ѕризовой кубок зан€л почетное место на полке дл€ наград, девочка с радостью демонстрирует его гост€м и журналистам, многие из которых уже успели заинтересоватьс€ ее удивительной историей.

Ђќрнелле надо создавать будущееї

¬ феврале 2022 года ќрнелле ƒанченко предстоит вз€ть новую высоту на ¬семирной —пециальной ќлимпиаде (Special Olympics World Games). —ейчас она тренируетс€ в паре в дисциплине Ђтанцы на льдуї. ѕартнер особенной спортсменки Ч обычный мальчик ћарк ћихайлов. ќн тоже ученик ќльги Ќечаевой и согласилс€ попробовать себ€ в дуэте с ќрнеллой.

“ренер объ€сн€ет, что случай почти беспрецедентный: несмотр€ на то, что правилами —пециальной ќлимпиады такие смешанные пары разрешены, на практике в мире их совсем немного. Ќапример, в –оссии, в —анкт-ѕетербурге, есть фигуристы (особый плюс здоровый), которые выступают в парном катании, но именно танцевальных пар, которые на слуху, видимо, пока нет. Ќечаева изучает похожий опыт, консультируетс€ с коллегами, многому приходитс€ учитьс€ заново.

«а ближайшие полтора года ќрнелле ƒанченко и ћарку ћихайлову предстоит выучить несколько танцев. ЂЁто вызов и дл€ мен€ как дл€ тренера. “оже своего рода дебютї, Ц признаетс€ ќльга Ќечаева.

–ади будущей победы ќрнелла тренируетс€ по три-четыре раза в неделю. ѕока был карантин, и катки закрывались, она вместе с мамой на велосипеде ездила за город, в лес, чтобы заниматьс€ общей физической подготовкой и не потер€ть форму. —ейчас пара уже вновь на льду.

ћама юной фигуристки мечтает, чтобы ќрнелла стала лучше разговаривать, чтобы добилась успехов в спорте. Ђя не собираюсь останавливатьс€. ¬сегда думаю: ќрнелле надо создавать будущее, потому что она может показать обществу, что и такие люди, как она, имеют право на обычную жизньї.




»сточник

 оротка€ ссылка на новость: http://rezeptsport.ru:80/~VSyP8

‘отоальбомы