Ђ ому какое дело до моих ног? я осталс€ жив!ї 19 лет назад ƒзанарди спасс€ в страшной аварии, но теперь вновь на грани смерти

Ђ ому какое дело до моих ног? я осталс€ жив!ї 19 лет назад ƒзанарди спасс€ в страшной аварии, но теперь вновь на грани смерти
28 »юн€ 2020

јлессандро (или јлекс Ц на английский манер) ƒзанарди Ц может, не такой уж и великий гонщик, но великий человек. ’от€ и в автоспорте он показал себ€, но не реализовал полностью: к примеру, в Ђ‘-3000ї (последн€€ ступенька перед Ђ‘-1ї) стал вторым, обыграв будущего чемпиона мира ƒэймона ’илла и мегаталанта ’айнца-’аральда ‘рентцена. 

ѕравда, с √ран-при ему не совсем везло: дебют в конце сезона-1991 в Ђƒжорданеї на три этапа, затем еще три гонки в полумертвой Ђћинардиї, а позднее Ц переход в деградировавший ЂЋотусї (с перерывом на работу тестером в ЂЅенеттонеї в 1992-м с ћихаэлем Ўумахером), 1 зачетный балл за всю карьеру и первый уход из Ђ‘-1ї.

ќн переехал в —Ўј Ц и всех разорвал: 15 побед в 51 гонке, еще 12 подиумов и два чемпионских титула в CART (великом прообразе современного Ђ»ндикараї). ѕосле американской части карьеры јлекса попытались вернуть топы Ђ‘-1ї, но не вышло.

» все же за пределами автогонок ƒзанарди больше известен не как бывший пилот √ран-при или чемпион CART, а как человек, который пережил страшнейшую аварию на ЂЋаузицрингеї и вернулс€ в спорт.

ƒзанарди потер€л ноги, но именно после этой трагедии написал великую историю, полную возвращений, восхождений и свершений.

”же через два года после крэша вернулс€ на роковой трек в болиде CART и проехал символические 13 кругов Ц как вы€снилось, быстрейший из них гарантировал бы ему п€тое место в квалификации!

«атем ƒзанарди тестировал болид Ђ‘ормулы-1ї, а с 2005-го по 2009-й выступал в туринговой серии WTCC за ЂЅћ¬ї, где выиграл четыре заезда и еще п€ть раз подн€лс€ на подиум. ƒа и вообще, за последние 17 лет он регул€рно возвращалс€ в кокпит гоночных машин Ц и посто€нно показывал впечатл€ющие результаты.

Ќо самое грандиозное в его жизни Ц переключение из гонок на велоспорт. ¬ 2009-м јлекс вз€лс€ за тренировки на ручных байках Ц и за три года добралс€ до двух золотых медалей ѕаралимпиады в Ћондоне (и еще одной серебр€ной). „ерез четыре года в –ио он повторил результат с ровно тем же набором наград Ц из пилота Ђ‘-1ї превратилс€ в четырехкратного паралимпийского чемпиона! “акже у него в копилке 13 титулов чемпиона мира по ручному велоспорту, п€ть серебр€ных медалей и одна бронзова€.

—ейчас великий италь€нец Ц в искусственной коме: на дн€х он столкнулс€ с грузовиком на тренировочном заезде неподалеку от —иены из-за собственной ошибки. ќн получил травмы головы Ц раздробил лобную кость. ≈го состо€ние оцениваетс€ как стабильно т€желое, и врачи не исключают печального исхода.

ќднако јлекс уже справл€лс€ и с более т€желыми ситуаци€ми: аварии преследовали его всю жизнь, и от некоторых он уходил только чудом. ќб этом ƒзанарди рассказал в недавнем подкасте Beyond The Grid Ц вспомнил карьеру в Ђ‘ормуле-1ї, дружбу и советы от Ўумахера, причины неудач в √ран-при даже после возвращени€ с чемпионскими титулами и все, что только помнил о роковой аварии.

¬ы узнаете, почему ƒзанарди ни о чем никогда не жалел Ц даже после потери ног Ц и каждую неудачу оценивал как важнейший урок в жизни.

Ќа тестах ездил быстрее Ўумахера, а ћихаэль по радио предлагал версии стратегии (и посоветовал перейти в ЂЋотусї)

Ђ‘лавио Ѕритаторе управл€л командой, но технический персонал Ц –осс Ѕраун и компани€ Ц существовали словно в другом мире и никак с ‘лавио не были св€заны. я вообще их не видел долгое врем€. ѕолучил от ЂЅенеттонаї контракт, комбинезон, командную рубашку и поло Ц и все. ќказалс€ тест-пилотом только на бумаге.

ј потом настал конец сезона. ќни разработали новую машину Ц B194 с активной подвеской (скорее всего, речь все-таки о B193 дл€ 1993-го Ц Sports.ru) Ц и подготовили ее дл€ первых тестов на Ђ—ильверстоунеї. ћихаэль заболел, и внезапно им потребовалс€ пилот. “огда-то они и вспомнили, что вообще-то у них есть тестер на контракте!

Ёто был мой первый опыт с машиной с активной подвеской. ќт мен€ даже не ждали большого объема работы: программа работала сказочно хорошо, результаты тут же оказались намного лучше ожидаемых. я проехал неверо€тное количество кругов и побил врем€ поула последнего √ран-при. ” болида прорезалс€ неверо€тный потенциал, но команда решила, что хороша не только техника, но и тот, кто за рулем. » в один момент неизвестный тест-пилот, которого вообще никто не знал, оказалс€ в центре всеобщего обожани€! ѕревратилс€ в часть компании! ћне говорили: Ђќ, ты должен переехать в јнглию, почаще бывать на базе, познакомитьс€ с инженерамиї.

«атем мен€ пригласили на тесты на Ђѕоле-–икареї Ц уже официальные, где присутствовали все команды. “огда на заезды впервые пригласили перешедшего из Ђ”иль€мсаї –икардо ѕатрезе. ќн пилотировал одну машину, ћихаэль Ц другую, а € просто присутствовал на вс€кий случай.

–икардо оказалс€ на 2 секунды медленнее Ўумахера, и после обеда ему установили новые шины, чтобы подбодрить. ќн проехал Ц и снова оказалс€ на 1,5 секунды медленнее. «атем его спросили Ц хочет ли он поехать снова со свежими покрышками и выжать все или попробовать симул€цию гонки. » он так разозлилс€! —казал: Ђ«наете, что? я перешел из Ђ”иль€мсаї как вице-чемпион мира! я здесь, чтобы учить, а не чтобы учитьс€! ≈сли вам нужно сделать симул€цию гонки Ц у вас есть тест-пилот!ї “ак € и оказалс€ в машине вновь.

ћне залили столько же топлива, что и у ѕатрезе, и оставили его шины Ц он проехал на них всего п€ть кругов. ѕредложили небольшой отрезок, чтобы просто ознакомитьс€ с машиной перед симул€цией. я выехал Ц и проехал на 1,5 секунды быстрее лучшего времени Ўумахера! » закончил день быстрейшим среди всех! я был счастлив.  ак же € был горд.

ј потом € поехал гоночную симул€цию. ћы с ћихаэлем дружили, и, помню, на круге выезда из боксов Ўумахер пришел на пит-уолл и передал мне стратегию на гонку. ќн делилс€ со мной инструкци€ми по радио! ƒа, вот такие у нас были отношени€. ¬се в команде радовались и гордились нашими результатами. ‘лавио предложил мне еще год в качестве тест-пилота Ц подождать и посмотреть, как сработает сотрудничество с ѕатрезе. ѕросил мен€ набратьс€ терпени€ и остатьс€ с ними. ќбещал устроить мен€ в Ђ‘ормулу-3000ї дл€ поддержани€ формы и хорошего денежного контракта.

Ќо не только в ЂЅенеттонеї видели, что € сделал. ƒругие команды тоже. Ќа следующий день € пошел в ресторан Ц и ко мне подсел человек из ЂЋотусаї. ќсыпал мен€ и мою работу комплиментами и пригласил на вечерний разговор в командный моторхоум. “огда мне и предложили контракт на следующий [1993-й] год на замену ћике ’аккинену, который переходил в Ђћакларенї.

ѕочему € ушел в ЂЋотусї и не осталс€ в ЂЅенеттонеї? ’ех, почему! ≈сли бы мы все знали ответы на каждый такой вопрос в жизни Ц все были бы профессорами! ¬еро€тно, мне стоило остатьс€. “олько бог знает, как мо€ жизнь повернулась бы тогда Ц и не об€зательно в лучшую сторону.

я думал, что лучша€ возможность окажетс€ в ЂЋотусеї, потому что € смогу пилотировать. ≈сли помните, в 92-м у команды был фантастический сезон Ц с надежной машиной они регул€рно сражались за подиумы. ѕомню, € даже разговаривал на эту тему с ћихаэлем Ц и он тоже сказал: Ђјлекс, думаю, тебе стоит подписать контракт Ц лучше, чем еще год в тест-пилотахї.

Ќа том этапе карьеры мне не хватало кого-то, кто предостерег бы от важных ошибок. я не знаю, можно ли сказать, что € промахнулс€ с переходом в ЂЋотусї вместо продолжени€ работы в ЂЅенеттонеї. Ќо, если быть до конца честным, мне стоило лучше использовать шанс в ЂЋотусеї. ¬ первой же гонке за них € ехал п€тым и боролс€ с ’иллом из Ђ”иль€мсаї! » € стремилс€ непременно выиграть гонку за ЂЋотусї, хоть это и было невозможно. » это сильно вли€ло на мен€ ментально.

  примеру, в »моле € прорвалс€ сквозь пелотон, выбралс€ на 4-е место, а потом Ћехто устроил мне брейктест (не думаю, что сознательно), и € улетел в стену. Ёто произошло потому, что € хотел обогнать его как можно скорее Ц ведь € ехал на 1,5 секунды с круга быстрее ћартина Ѕрандла на третьем месте. » € видел только подиум в качестве приемлемого результата Ц вместо того, чтобы финишировать Ђтолької четвертым. Ђ“олької! (Ћучший результат ƒзанарди в Ђ‘-1ї Ц шестое место, были еще два седьмых Ц Sports.ru). Ќо дл€ ЂЋотусаї это была бы фантастика! ƒа и дл€ мен€ тоже.

ѕросто в ЂЋотусеї мой потенциал не всегда был виден. “олько на √ран-при »талии мы могли чего-то добитьс€, но команда не подготовила вторую коробку передач Ц подход€щую дл€ нового мотора Ђ’ондыї, который был легче, меньше и мощнее. я не получил его в итоге Ц силова€ установка ушла ƒжонни ’ерберту. ќн приехал п€тым в квалификации, но по телеметрии инженеры увидели, что € выиграл у него 0,6 секунды только в двух поворотах ЂЋесмої. я не буду вдаватьс€ в технические подробности, но все увидели: если бы € получил такую же машину, то мог бы битьс€ за поул. ’оть и теоретическиї.

¬севозможные роковые аварии преследовали ƒзанарди еще в Ђ‘ормуле-1ї Ц вплоть до насто€щей мистики!

 рэш на ЂЋаузицрингеї не был самым серьезным и опасным в карьере јлекса: на √ран-при Ѕельгии-1993 ему досталось не меньше. Ќо через 10 мес€цев италь€нец все равно вернулс€ на трек.

Ђя почти ничего не помню об этой аварии. –азве что непрофессионализм бельгийских врачей, которые вынесли заключение о моей способности пилотировать и дальше. я имею в видуЕ ƒа € сто€ть не мог! я оказалс€ не то чтобы в болевом шоке, а в состо€нии кошмарной дезориентации. ∆ене пришлось везти мен€ домой Ц € не осилил бы перелет. я не мог сто€ть Ц только лежать в горизонтальном положении с закрытыми глазами, потому что у мен€ образовалась гематома на мозге из-за моментального сброса скорости. ¬се капилл€ры в моих глазах взорвались, так что глаза стали €рко-красными Ц как у ƒракулы! » € выгл€дел так весь следующий мес€ц.

¬ 1994-м € думал, что наконец-то готов. ¬ыполн€л в полной мере все об€зательства, у мен€ накопилось достаточно опыта. Ќо все равно осталс€ в ЂЋотусеї только как тест-пилот, потому что у мен€ не было других предложений. я подошел к делу с новым, более прогрессивным отношением, и св€зи с командой улучшились. я мог говорить с техническим директором дн€ми и ночами о том, что и как можно усовершенствовать в болиде, и фактически € задал новое направление в развитии подвески. »менно директор сказал, что € вывел ЂЋотусї на новый технический уровень. ¬ итоге они посчитали мои знани€ слишком ценными, чтобы спускать их впустую.

¬ итоге когда мы приехали на тесты в Ђ—ильверстоунеї перед √ран-при »спании, € должен был проехать только один день из трех. Ќо после моего отрезка команда решила отдать мне все оставшиес€ два дн€. я отъездил почти 300 кругов, а затем отдал болид ѕедро Ћами. » на первом же круге у него сломалось заднее антикрыло, и он улетел в стену! ѕедро сломал обе руки и кисти и выбыл до конца года, и € заменил его на всех последующих √ран-при.

ѕомню, на последней гонке сезона в јделаиде у мен€ был очень хороший заезд, и он закончилс€ очень глупо: закоротило кабель контакта зажигани€. ј ведь в один из моментов € ехал седьмым, и, как мне кажетс€, мог бы претендовать на очки. „ерез дес€ть минут после возвращени€ из боксов мой гоночный инженер подозвал мен€ к машине и показал мне крепление заднего антикрыла Ц оно оказалось практически полностью разрушенным! ќн сказал: Ђ≈сли бы ты проехал еще круг Ц уик-энд мог бы закончитьс€ трагедиейї. “ак что теперь € рад тому сходуї.

ѕосле CART снова провалилс€ в Ђ‘ормуле-1ї из-за собственных ошибок Ц зато набралс€ внутренней силы дл€ дальнейших успехов

ƒва чемпионских титула в —Ўј сделали ƒзанарди очень известным гонщиком Ц он получил множество предложений и мог выбирать любой вариант. ¬се закончилось новым сотрудничеством с Ўумахером Ц на этот раз с –альфом в Ђ”иль€мсеї, когда немец разнес напарника по очкам 35-0, привез три подиума и ни разу не опускалс€ ниже п€того места, когда јлекс не подн€лс€ выше седьмого. Ёто был провал Ц и после него гоночна€ карьера италь€нца уже не оправилась. ƒзанарди никого не винит в произошедшем Ц кроме себ€.

Ђ„естно говор€, если бы € осталс€ в Ђ»ндикареї и не вернулс€ в Ђ‘-1ї Ц мне было бы только лучше. я дес€ть лет пыталс€ превратить страсть к гонкам в профессию, и только в —Ўј у мен€ начало получатьс€, и ко мне вернулс€ вкус к давно позабытым вещам Ц которыми € посто€нно жертвовал.  огда € подписал первый контракт с Ђ√энассиї [команда Ђ»ндикараї], мне тогда еще приходилось тщательно подсчитывать расходы и доходы, выбирать билеты подешевле и прилетать на день раньше или позже, чтобы сэкономить 50 долларов. ” мен€ не было ничего, кроме старого ЂЅћ¬ї с пробегом в 300 тыс€ч километров.

¬ 98-м у мен€ были возможности вернутьс€ в Ђ‘-1ї не только в составе Ђ”иль€мсаї, но еще и ЂЅј–ї, Ђƒжорданеї и даже јлен ѕрост звонил мне домой в »ндианаполис, чтобы узнать, не захочу ли € за него погон€тьс€. ј еще мен€ звали на ужин в ћаранелло, но сперва честно предупредили, что все их мечты и надежды св€заны с ћихаэлем Ўумахером Ц но мо€ роль в качестве помощника выгл€дела обсуждаемой.

”спех в Ђ»ндикареї доказал мне, что € могу побеждать, и € пребывал в абсолютной уверенности, что смогу выигрывать и в Ђ‘ормуле-1ї. — этой точки зрени€ € и рассматривал предложени€. ћне стоило бы лучше спросить себ€ Ц Ђкак именно € начал побеждать в —Ўј и готов ли € начать с нул€ в Ђ‘-1ї. Ёто и была сама€ больша€ ошибка: € не учел огромное количество усилий, которые нужно было приложить, чтобы раскрутить колесо развити€.

Ќельз€ заставить себ€ посв€щать еще больше сил дл€ достижени€ какого-либо успеха.  рутить баранку Ц самое простое во всем процессе выстраивани€ команды в Ђ‘ормуле-1ї. ћожет, мне и стоило бы поехать в јнглию, сн€ть квартиру р€дом с базой или вообще установить палатку неподалеку от завода. “огда € этого не пон€л. Ђ”иль€мсї хотел, чтобы € подн€л их на новый уровень, и дал мне неопытных механиков. ѕатрик ’эд (сооснователь команды Ц Sports.ru) считал, что в случае чего можно скопировать настройки у других или что € смогу объ€снить, что мне нужно. Ќо € не обращал внимани€ на ситуацию, а когда поговорил с ним Ц на четвертой гонке сезона Ц то увидел, что уверенность во мне пропала полностью. » € никого не виню. ¬се просто: € Ц главна€ причина своего поражени€.

ѕосле сезона-1999 € ощущал абсолютную внутреннюю пустоту, мне хотелось просто убежать. я рассматривал завершение гоночной карьеры.

я уверен: неудачи всегда ведут теб€ по кругу и заставл€ют возвращатьс€ на старые позиции и даже выше. »менно неудачный опыт в Ђ”иль€мсеї помог мне обрести внутреннюю силу, чтобы потом выиграть ѕараолимпиады в Ћондоне и –иої.

¬оспоминани€ о той самой аварии 2001-го: насто€щее чудесное спасение, кошмарна€ боль и шутки над произошедшим

Ђћое сердце останавливалось семь раз. ¬рачи подсчитали, что € прожил 15 минут менее, чем с одним литром крови, что невозможно с научной точки зрени€. ”ченые до сегодн€шнего дн€ изучают мой случай и думают, что просто что-то упустили, потому что этот парень должен быть мертв Ц а он не мертв! ћне повезло получить помощь лучших врачей мира, они спасли мне жизнь Ц подготовили мен€ к перевозке в вертолете. ј также решили везти мен€ не в ближайшую больницу, а в Ѕерлин Ц потому что понимали: иначе мен€ потер€ют.

ѕока мен€ везли, € мог только плакать и думал лишь об одном: что же скажут по телефону. Ќу, вы знаете, как обычно бывает: друзь€м звон€т по телефону и говор€т, что случилось Ц и € бы это услышал. — ужасом ждал, что же скажут, и мог только плакать. » когда мы прилетели в Ѕерлин, а врач сказал по телефону, что јлекс доставлен, он в реанимации, состо€ние т€желое, но относительно стабильное, он жив и его готов€т к операции Ц € заплакал еще сильнее, потому что пон€л: чудо все-таки случилось.

я не был в сознании сразу после аварии, но на запис€х с трековых камер Ц их никогда не публиковали Ц видно, как € пытаюсь подн€ть визор и отстегнуть ремни безопасности. ќбычные вещи, которые пилот делает сразу после любого инцидента. ћожет, тогда € еще и был в сознании, но из-за большой потери крови отключилс€.

јвари€ в —па в 93-м в смысле моментального сброса скорости была в тыс€чу раз серьезнее. ј знаете, что смешно? ¬ мен€ врезалс€ и разнес јлессандро “аль€ни Ц такое же им€, а Ђ“аль€ниї на италь€нском значит Ђразрезающийї (—меетс€). »ронично, что он в итоге и разрезал мен€ на две части. ¬озможно, € даже пон€л, что потер€л ноги, сразу после инцидента. ѕока оставалс€ в сознанииї.

“итулы в Ђ»ндикареї или золото ѕаралимпиад? Ќи то, ни другое Ц жизнь перебивает все

Ђќцениваю их одинаково.   сожалению, и то, и то уже в прошлом.  огда € открыл глаза в Ѕерлине через восемь дней после аварии и услышал объ€снение, что случилось Ц то пережил самую большую радость и наслаждение в жизни. Ѕоль была неверо€тной, € не могу ее описать. Ќо мен€ не волновала закрыта€ навсегда карьера. я был жив! „ерт, да кому какое дело до моих ног? я жив! —амое естественное в такой ситуации Ц концентрироватьс€ на том, что есть, а не сожалеть об утратах. я был жив и очень счастлив.

 огда € пересек финишную черту в Ћондоне впереди всех, то снова удивил себ€ сильным ощущением грусти. “ри года, которые € потратил на преследование нового горизонта и ќлимпиады, были фантастическими. —казочное приключение. Ќаверное, одна из величайших глав в моей жизни. » последними метрами перед финишной чертой € завершал этот проект. ¬ тот момент эта мысль громом и ударила мен€. ѕотому-то € и расстроилс€. ƒа плевал € тогда на золотую медаль Ц позвольте мне пройти этот путь снова с самого начала! я хотел все перемотать.

Ќе могу сказать, что победа в Ћондоне Ц лучше, чем победа в гонке или обгон в ЂЎтопореї на ЂЋагуна-—екеї. Ёто все Ц части одной и той же фантастической жизни. ќни все классные, но не по отдельности.  ажда€ из них сама€ по себе выдающа€с€, но во множестве всего, что € пережил Ц просто нереальны.  ажда€ Ц насто€щее сокровище, сделавшее мою жизнь уникальной. ¬ключа€ аварию и все остальные вещи, которые € затем делал. —пасибо случившемус€ за этої.



»сточник

 оротка€ ссылка на новость: http://rezeptsport.ru:80/~iTQuL

‘отоальбомы