Больные дети начинают ходить, научившись плавать

9 Марта 2020
Больные дети начинают ходить, научившись плавать

Гидрореабилитолог из Липецкой области Ольга Гуляева всегда говорит жизни «Да». Она много лет занимается с особенными детьми. Её авторские методики помогают ребятам со сложными диагнозами учиться ходить, контролировать свои реакции, развивать речь и интеллект.

Улыбки, радость движения в воде, чувство свободы – всё это идёт в копилку здоровья и полноценной жизни детей с ДЦП, аутизмом, генетическими заболеваниями, задержкой психического развития. Ольга берётся за самые сложные случаи и, как говорит, результат наступает всегда – вопрос времени. Кому-то хватает одного контакта глазами с тренером, чтобы раскрыться эмоционально, а кому-то необходим год упорных тренировок. Вода может многое, но не может главного – вылечить. Не бывает чудес, есть каждодневный труд. И Ольга готова бороться за яркое детство каждого ребёнка.

– Я никогда не воспринимала таких детей «особенными». Они для меня все уникальные. Каждый ребёнок – личность. Неважно, может он говорить или нет, видит он или перед глазами у маленького человека черная бездна. Эти дети – великие труженики. Если обычному ребёнку всё даётся легко, то уникальному порой бывает не по силам улыбнуться. Я работаю в тесной связке с родителями. Не всегда они готовы дарить детям позитивные эмоции – мешает излишняя тревога. Вода раскрепощает, а игра помогает ребёнку многому научиться. В такие моменты и мамы с папами обретают надежду, – рассказывает гидрореабилитолог.

Ольга Гуляева признаётся, что к уникальным детям её сердце было открыто всегда. Ещё в школе с ней училась девочка с лёгкой формой ДЦП и задержкой психического развития. Дети в классе не хотели с ней дружить. В её адрес летели издёвки и смех. Оля защищала одноклассницу и старалась окружить заботой. Тогда Ольга ещё не знала о своём призвании, но понимала – если к миру относиться с добром, жизнь непременно приведёт её туда, где она нужнее.

В детстве она была очень скромным ребёнком, боялась читать стихи со сцены. В юности начала работать над собой, и спортивный факультет педагогического института ей в этом помог. Гимнастика и лёгкая атлетика сформировали характер, а владеть аудиторией стало привычным делом.

Готовность к рывку

Ольга сейчас выезжает с семинарами по гидрореабилитации в разные города России и страны бывшего СНГ. Она счастлива, что посвятила свою жизнь спорту, хотя была идея заняться изобразительным искусством. Ведь выросла Ольга в семье художников.

– На последнем курсе института я работала в детском садике, преподавала ЛФК. Затем оказалась в специализированном дошкольном учреждении для воспитанников с нарушениями развития опорно-двигательного аппарата. С того момента стала глубоко погружаться в проблемы особенного детства и реабилитации. Мне посчастливилось работать с уникальными специалистами на одной площадке. Я участвовала в создании комплексных и авторских программ. Дети, которые не могли двигаться самостоятельно, достигали больших результатов и даже учились в обычной школе, – говорит она.

Ольга не любит вопросов об эксклюзивности и уникальности своих методик. Она признаётся, что гидрореабилитация – своеобразный микс из разных источников с добавлением собственных наработок, которые подсказывает опыт. И всегда тренер помнит о профессиональной ответственности за своих подопечных. Индивидуально подбирает нагрузку, интенсивность и объём упражнений. И знает: её уникальные дети всегда готовы к рывку.

Девочка-ангел

Виктория Шамрина – мама десятилетней Даши, особенной девочки. Малышка страдает редким генетическим заболеванием. В России всего двое человек живут в тисках этой болезни. Когда сохранены все структуры мозга, но в нём не происходит одна  химическая реакция. Одно вещество не превращается в другое. Мозг Даши даёт сигнал мышцам пошевелиться, но импульс не проходит.

Девочка до восьми лет была полностью парализована. Оля занималась с уникальным ребёнком с рождения в ванной, позже в бассейне. Два года назад Дашу прооперировали в Японии, после чего у неё начал вырабатывается вещество переносчик импульсов дофамин. Теперь ребёнок-ангел может самостоятельно держать голову, выражать эмоции, сидеть без поддержки и даже учиться.

– Когда мы летели в Японию, думали, что Даша от нас уходит. Настолько она была слаба и безжизненна. Благодаря операции и реабилитации (в том числе в воде) Дашу не узнать. Речь не идёт о её полном выздоровлении: мы счастливы, что произошёл прорыв в интеллектуальном и физическом развитии. Говорить дочь не может. Мы общаемся при помощи алфавита, она складывает нужные буквы в слова. Наша дочь стала шалить, как любой здоровый ребёнок. Видимо, добирает то, что ей восемь лет не давалось. В России об этом заболевании почти ничего неизвестно, да и в мире оно мало изучено. Мы переводим научные статьи с немецкого и английского языков. Ездим на восстановительные курсы и занимаемся иппотерапией, – рассказывает Виктория Шамрина.

За полноценную жизнь Даши борется вся дружная семья. У девочки есть младшие сестрёнки – шестилетняя Вероника и годовалая Женечка. Виктория говорит, что когда родилась средняя дочь, у неё с мужем случилась настоящая эйфория. Вероника сама держала голову и развивалась полностью здоровой. Это счастье было понятно только им. Поэтому не побоялись родить и младшую Женю.

– Даша оказалась нашим настоящим учителем в жизни. Она открыла нам целый мир и познакомила с удивительными людьми. Недавно про неё снимали фильм американские журналисты. Они хотели рассказать о Дашеньке и о том, как можно бороться с редким заболеванием. Это фильм-миссия. Мы понимаем, что Дашина жизнь – предназначение, –  говорит Виктория.


«Водный мир без границ»

Гидрореабилитолог теперь может больше играть с Дашей в воде, радовать её новым комплексом упражнений и видеть, как ребёнок-ангел смеётся без боли. Со временем Ольга Гуляева мечтает открыть в Липецке водный реабилитационный центр. Где будет доступная среда для особенных подопечных. Пока подобные центры она видит в некоторых российских городах. Ольга говорит, что поездки по стране дают понимание: особенных детей становиться всё больше. И потребность обмениваться со специалистами опытом всё насущней. География поездок – от Москвы до Бурятии, Украина, Белорусь, Казахстан, Осетия, Грузия. И чем дальше от мегаполисов, тем становится заметнее: толерантность к детям с особенностями развития растёт не так быстро, как в Европе.

– Негативное отношение к инвалидам формировалось в нашей стране веками. Раньше на Руси таких людей называли юродивыми, в советское время предпочитали о них не вспоминать. Сейчас общество медленно, но меняется. Об инвалидах стали больше говорить в СМИ. Созданы государственные программы по обустройству доступной среды и развитию адаптивного спорта, – отмечает Ольга.

Ей не раз предлагали переехать в столицу. Работать в бассейнах с комфортом, где есть морская и пресная вода. Но она не соглашается. Ольга – лектор и координатор курса подготовки к родам и материнству «БлагоРождение». Организатор встреч, лекций, мастер-классов, тренингов для родителей, семей ожидающих рождения ребёнка, беременных женщин. Её проекты неоднократно выигрывали областные и всероссийские гранты. Становились победителями внутренних и международных конкурсов по инклюзии.

В воде тренер порой проводит времени больше, чем на суше: расписание тренировок плотное. Ольга признаётся, что выдержать жёсткий ритм жизни ей помогают одиночество и общение с природой. Она любит заниматься простыми домашними делами и «перезагрузиться» с домочадцами. А к своему делу относится как к данности свыше.



Источник