ќбычный герой. Ђƒл€ детей-инвалидов спорт Ч это возможность вырватьс€ї

ќбычный герой. Ђƒл€ детей-инвалидов спорт Ч это возможность вырватьс€ї
12 —ент€бр€ 2013

¬ новой серии спецпроекта ѕортала "66.ru"заслуженный тренер –‘ Ѕорис ƒворников рассказал, как сделать из человека с ограниченными возможност€ми чемпиона и помочь ему справитьс€ с комплексом неполноценности.

—реди его учеников — четырехкратный паралимпийский чемпион јртем јрефьев, на счету которого несколько золотых и серебр€ных медалей, и ƒарь€ √айнетдинова Ч чемпионка в беге на 3 тыс€чи метров XXII —урдлимпийских игр, которые прошли этим летом в Ѕолгарии. ћы могли бы никогда не узнать имена этих реб€т, если бы не их тренер. ” јртема ƒ÷ѕ, ƒарь€ Ч инвалид по слуху. ¬з€ть их в группу, а потом тренировать дл€ большого спорта решитс€ не каждый. Ѕорис √еннадьевич ƒворников вз€л. ≈му удалось доказать, что спортсмены с инвалидностью могут выступать и побеждать даже на соревновани€х среди здоровых людей.

Ч ћой папа (√еннадий ƒворников, первый чемпион из —вердловской области —урдлимпийских игр, Ч прим. 66.ru) с детства был инвалидом по слуху. ѕотом он работал тренером в секции при доме глухих. я тоже занималс€ легкой атлетикой и думал: почему слышащие дети могут заниматьс€ с любого возраста в любой секции, а глухих туда просто не возьмут. » решил сам этим заниматьс€, Ч рассказывает Ѕорис √еннадьевич.

ћы встретились с ним на спортплощадке —пециальной общеобразовательной школы-интерната є126 на окраине ”ралмаша. «десь мы поговорили о том, как спорт может помочь инвалиду преодолеть комплекс неполноценности, каким должен быть хороший тренер и почему вышло так, что на студенческой ”ниверсиаде в  азани за –оссию выступали профессиональные спортсмены.

»нвалидов нельз€ заставл€ть заниматьс€

я беру всех подр€д. Ёто первый принцип работы с инвалидами. ¬торое Ч зан€ти€ должны быть ежедневными. ѕри этом € никогда не ругаю, если дети пропускают. «аставл€ть инвалидов заниматьс€ нельз€. „еловек сам должен пон€ть, его это или нет. “ретье Ч сделать так, чтобы реб€та полюбили бег.  ак человек не может без завтрака, не может без сладкого Ч должна быть така€ же потребность в беге. ѕотом, когда они уже полюбили бег, когда они все могут, мы начинаем руководствоватьс€ спортивными принципами и тренироватьс€ по-насто€щему.

—порт может помочь инвалидам вырватьс€ из четырех стен и избавитьс€ от комплекса неполноценности. Ќапример, до 14 лет реб€там не разрешают выходить за территорию школы одним. Ёти комплексы нужно разрушать. ћоих учеников допускают на соревновани€ среди здоровых. ј чем мы хуже их? √лавное Ч найти тот уровень, который будет соответствовать им, чтобы не убить в них желание заниматьс€ дальше. я всегда говорю: вы боретесь не с ними, а с секундомером. ¬ам нужно побить свои результаты, свои рекорды. –езультат нужно улучшать в борьбе.

Ќе надо соревноватьс€ со слабыми.

ћне говорили: «„то ты с ними возишьс€, это же никто!». ј потом ƒаша (√айнетдинова, Ч прим. 66.ru) становитс€ чемпионом —вердловской области среди здоровых женщин и мужчин в забеге на дес€ть тыс€ч метров. ќна вз€ла и всех обыграла! —тала чемпионкой —вердловской области среди здоровых, слышащих женщин и мужчин!  огда јртем бежит в забеге со здоровыми, то все здоровые стараютс€ обогнать его. ќни не хот€т, чтобы их обогнал инвалид. ”бегают от него. ЂЋишь бы мен€ этот инвалид не достал!ї јртем бежит по второму взрослому разр€ду среди здоровых, а ведь не все студенты по второму разр€ду бегают. ѕриходит в забеге в серединке, проигрыва€ только €вным лидерам.

3.jpg

“ренер должен быть хорошим менеджером

“ренер должен быть не только профессионалом, но и хорошим психологом. ƒолжен создать услови€ дл€ по€влени€ спортсмена с большой буквы. ” него должны быть средства на экипировку, на сборы и на соревновани€. ≈сли тренер не обладает такими возможност€ми, то спортсмен стараетс€ найти такого человека, который сможет ему все это дать. ћне не нрав€тс€ спортсмены, которые уход€т от своего тренера только потому, что тот не может про€вить в полной мере свои менеджерские способности. “акие спортсмены могут предать своего тренера в любую минуту.

–езультаты наших спортсменов на соревновани€х снижают такие вещи, как отсутствие хорошего зала или экипировки. ¬ 80-х годах была проблема у общества глухих. ” них не было денег, чтобы арендовать стадион. “еперь эти вопросы решены. —истема наладилась. ћы стали посещать стадионы, и у нас по€вились результаты.

“ренер должен сделать так, чтобы спортсмен ему поверил. ƒл€ этого нужно работать и знать его сильные и слабые стороны. √де-то похвалить, где-то, наоборот, пожурить. –еб€та не в каждом соревновании устанавливают рекорды. ѕосле неудачного выступлени€ € говорю, что мы потом встретимс€, поговорим, один на один. —колько у того же јртема јрефьева было неудачных стартов! ќн тоже переживает, волнуетс€. ћы потом ходим с ним и болтаем о том о сем, о жизни.  ак купить квартиру, как решать примеры, как питатьс€, как ухаживать за девушкой. ћногие из них ведь даже этого не знают. Ќужно переживать вместе с ними все их праздники, неудачи и радости. ≈сли думать только о том, как достать кроссовки, купить билет, прийти почикать секундомером Ч это уже не тренер.

¬ –оссии не развит студенческий спорт

ћне не кажетс€ странным, что в играх ”ниверсиады в  азани от нашей страны участвовали профессиональные спортсмены. —коро большой спорт дл€ них закончитс€.  аждый начинает искать себ€, они поступают в университеты, чтобы потом найти работу. ≈сли это спортсмен с большой буквы, но еще к тому же и учитс€, то почему нет? ƒругое дело, если теб€ подставили. ћол, ты олимпийский чемпион Ч мы тебе сейчас дадим зачетку, зачислим задним числом, лишь бы нам потом отчитатьс€ по количеству медалей и сказать, что у нас велика€ страна.

¬ –оссии студенческий спорт пока не развит.  огда спортсмену исполн€етс€ 17–18 лет, он должен уйти из детской спортивной школы, но идти ему некуда. Ќаша проблема в том, что мы готовим спортсменов до 18 лет, а потом они никому не нужны. „то делать? ћы тер€ем талантливых спортсменов. –аньше при университетах были свои спортклубы. ћы готовили детей дл€ них. ¬ некоторых вузах даже два-три места давали дл€ способных спортсменов, чтобы они могли учитьс€ и защищать честь университета. —ейчас спортклуб есть только в ”ѕ».

»рина  узнецова ‘ото: ƒмитрий √орчаков, »рина Ѕаженова, 66.ru

_______________________________________________________________________________________________________

 оротка€ ссылка на новость: https://rezeptsport.ru:443/~kKLlw

‘отоальбомы