Валентина Пшеничная, спортсменка с инвалидностью: «Я себя не видела больным человеком»

12 Марта 2016
Валентина Пшеничная, спортсменка с инвалидностью: «Я себя не видела больным человеком»

Еще в школе, в 9-м классе, Валентина Пшеничная выполнила норматив мастера спорта по лыжным гонкам. Потом занялась академической греблей. Правда, из большого спорта пришлось уйти после замужества.

Зато к тридцати годам она с мужем построила свой кондитерский бизнес, который к 300-летию Северной столицы вошел в «Золотую Книгу Санкт-Петербурга». Но произошла трагедия – Валентина потеряла мужа, потом из-за аварии получила инвалидность группы по зрению. Однако спустя три года после трагедии она нашла в себе силы вновь вернуться в спорт.

Сегодня Валентина Пшеничная – известная спортсменка, участница Паралимпиады-2008 года, кандидат на участие в Летних играх-2016, счастливая жена, мама и бабушка.

- Как в Вашей жизни появился спорт? Почему выбрали греблю?

– Спортом я занимаюсь с десяти лет. Закончила в Екатеринбурге интернат спортивного профиля по лыжным гонкам. В 9 классе я уже норматив кандидата в мастера спорта выполнила, была в сборной России. И олимпийский чемпион по лыжам Беляев пригласил меня в Петербург, он как раз набирал команду. Я, недолго думая, решила переехать в Санкт-Петербург. Но так как на Урале климат сухой, а здесь очень влажный, у меня развилась хроническая болезнь гланд. Получилось, что к сезону я готовилась, но выступить не получилось, потому что в феврале мне удаляли гланды. Тогда стали думать, что делать. Действующий спортсмен, силы есть, а выступать не может. Предложили академическую греблю, и я уже почти 20 лет занимаюсь в гребном клубе «Энергия», если не считать перерывов.

- Когда пришло осознание, что надо оставить спорт и заняться предпринимательской деятельностью. Почему занялись именно кондитерским бизнесом?

– Все случилось, в общем-то, достаточно предсказуемо. Во-первых, начались проблемы со здоровьем, а потом большой спорт ушел сам по себе, потому что вышла замуж. Потом родился ребенок, и получилось так, как бывает у многих по жизни.

А сам бизнес пришел в 1996 году. Сначала была просто закупочная компания, мы были такими середнячками на кондитерском рынке. Меня всегда тянуло в кондитерское направление. Хотелось создать что-то свое, какую-нибудь свою небольшую линию. Со временем к желанию добавились возможности. Когда компания уже была построена, я поступила в Международный институт «Женщина и управление», потом проходила стажировки в Швеции, Германии, Финляндии. Так мы выросли до большой крупной компании по реализации кондитерских изделий «Сластена», которая к 300-летию Петербурга вошла в «Золотую книгу Санкт-Петербурга».

Все шло своим чередом, но после смерти мужа одной было очень тяжело с этим детищем справиться, тем более я была единственным учредителем. Компанию пришлось продать. Что сейчас с ней, честно говоря, не знаю. Но после травмы, когда мне уже немного полегчало, они меня звали обратно на должность коммерческого директора, но не срослось.

- Как Вы получили травму? Как не отчаялись, что дало силы?

– Это была автомобильная авария в 2007 году. Кроме инвалидности по зрению я также получила черепно-мозговую травму. Операций было достаточно много, очень тяжелых. И теперь, вы не поверите, я хожу с имплантатом в голове.

Конечно, в этот трудный момент родители были рядом. Они живут на Урале, но, приехали поддержать, тем более у меня остался сын, ему уже было 12 лет. Поэтому мне было к чему стремиться – выздоравливать ради сына. Я себя не видела больным человеком, я не хотела таковой быть. Я активный человек и стремилась сделать максимум, чтобы восстановиться.

- Что заставило вернуться в спорт?

– Тренер сделала мне предложение заняться парагреблей. Я как раз только, только начала приходить в себя после аварии, три года я работала над тем, чтобы справиться с координацией. И, когда мне предложили снова тренироваться, я не поверила, что я смогу после такого большого интервала себя реализовать, еще и в паралимпийском движении. Но все-таки решилась и поехала на сборы. Первые результаты уже очень скоро оправдали все ожидания. Но, признаюсь, хотя я и была не новичком в гребле, мне было тяжело, потому что после аварии было сложно привыкать, и голова все время кружилась.

Сначала мы отправились на сборы в Москву, а вскоре поехали на чемпионат в Хорватию и выиграли в четверке с девушкой из Санкт-Петербурга и двумя ребятами из Московской области первую международную регату. После этой победы все развивалось быстро, а в 2008 году мы оказались на Паралимпийских играх в Пекине.

- Недавно Вы стали выступать в такой дисциплине как «гонки на концептах»? Расскажите об этом виде спорта.

– Это не совсем новый вид спорта – это и есть гребля, просто она проходит в закрытых помещениях на концептах (тренажерах). Отличие в том, что здесь нет никаких командных гонок и не мешают природные факторы, как на открытой воде. Все классы, которые задействованы в гребле на воде, могут участвовать и здесь, только в индивидуальном зачете. Каждому гребцу эти тренажеры знакомы как родные, в межсезонье мы все на них занимаемся. И все отборы в команду проходят тоже непосредственно на этом тренажере.

В мире эту дисциплину называют indoor rowing. 16 января состоялся чемпионат Европы, я единственная от города ездила, заняла первое место. Но вообще в Петербурге ежегодно проходит чемпионат по гонкам на концептах.

- Какие воспоминания остались после Паралимпийских игр в Пекине? Каких результатов ждете на Летних играх в Рио в 2016-м?

– В 2008 году была обида – нам совсем немного не хватило до медали. Мы не смогли удержать победу и проиграли всего 4 сотки. Мы гонялись в финале, поэтому было глубокое разочарование, осознание того, что мы чего-то не доделали. Поэтому урок был болезненный, а тем более у паралимпийца вообще могут однажды случиться Паралимпийские игры. Инвалид он не вечный, у него есть результативность, и его очень быстро могут списать по состоянию здоровья.

Например, весь 2010 год мне из-за проблем со здоровьем тренироваться было очень тяжело, потому что в конце 2009-го после чемпионата мира начались проблемы сердечного характера, было почти предынфарктное состояние. Нагрузки были большие, все было сложно, а медицинского контроля как такового тогда не было, поэтому была перетренированность. Спорт пришлось ненадолго оставить, был поставлен диагноз, и мне пришлось искать работу, а тренироваться по три раза в неделю. К 2011 году восстановилась и уже участвовала во всех соревнованиях.
А что касается Паралимпиады в Бразилии, то шансы всегда есть. Главное, правильно воспользоваться всеми нужными инструментами и насколько тренер будет заинтересован в нашем дальнейшем развитии. Насколько грамотно, правильно, под каким руководством я выполняю все. Тренер и врач – это важные факторы.

- Что общего между бизнесом и спортом?

– Везде ставится цель. Основа одна и та же, независимо от того, это бизнес или спорт. Всегда важен конечный результат и его видение. Цель может быть маленькой, большой, иногда к ней нужно долго идти, иногда – не очень. Но если правильно расставлять все приоритеты и учитывать все нюансы, все получается.

Если говорить об отличиях, то, когда я пришла в спорт, у меня, скажем, все было: тренер, площадка для занятий, меня обучали. А в предпринимательстве у меня все было наощупь. К сожалению, получилось так, что, не получив теории, я сразу вошла в этот мир с головой и на практике все осваивала. Поэтому, конечно, были ошибки. Так что, в спорте всегда есть наставник, а начиная собственный бизнес, на это лучше не надеяться.

- Кто для Вас образец для подражания?
– У меня есть большая семья, и я всегда видела, что делают мои родители. Уже взрослой я повторяла их во многих вещах. Очень хорошо помню ту заботу, ту ласку, которую получала. Нас было шестеро детей. У нас не было конфет, не было лишних вещей, было все строго – на школьную форму зарабатывали, помогая родителям. Но я видела, насколько родители отдают любовь детям, насколько хотят и стремятся дать нам все.

Сейчас порой непросто складываются отношения в семьях, сестры и, братья не общаются, а у нас осталась сплоченность, все протягивают руку помощи в тяжелый момент. Мы воспитаны так. Родители для меня стали основными учителями по жизни. Они дали мне жизнь, вложили в меня душу и привили уважение к отношениям между людьми. Это для меня очень ценно, потому что они в браке прожили очень долго – 11 октября было 55 лет. Это показатель.

- На что Вам в жизни не хватило смелости? О чем Вы жалеете?

– Честно говоря, хотелось бы второго ребенка родить, но почему-то не хватило смелости. Сейчас уже годы не те, а хочется, чтобы семья была большой и сплоченной. Один ребенок – это очень мало. Родившись в большой семье, я всегда на этом акцентирую внимание. Об этом я немножко сожалею. А в остальном, слава богу, всем довольна.

- Знакомо ли Вам чувство одиночества?

– Чувство одиночества было после потери мужа. Ведь мы прожили 16 лет в браке, у меня была полная семья, бизнес… Потеря близкого человека очень серьезно психологически человека «роняет». Человек считает, что ему уже больше ничего не надо, все закончилось. В этой ситуации хорошо, когда рядом есть друг, который может просто поговорить, просто поддержать. Не давить, не навязываться ни в коем случае, а просто быть собеседником. У меня такой человек рядом был, и получилось так, что слушая, я потихонечку начала пересматривать ситуацию. Ведь дальше жизнь продолжается, у меня есть еще сын. И за год я, в принципе, с этим справилась.

- Какие качества вам помогали справиться с трудностями? Они помогают и в спорте?

– Внутренняя сила, наверное, внутренний настрой, вложенный в меня родителями – несмотря ни на что не сдаюсь. И все невозможное оказывается возможным. Это сейчас все можно вспоминать с улыбкой на лице, а тогда это было очень больно, очень сложно. Но в трудных ситуациях, в жизни и в спорте, я научилась всегда вспоминать притчу о кольце царя Соломона, на обратной стороне которого была надпись: «Все проходит, и это пройдет». Я живу, благодаря этому. Потому что, особенно в спорте, меня постоянно захлестывают эмоции, бывают и обиды, и всякое, но, если смотреть на все философски и правильно идти к своей цели, со всем можно справиться. И еще очень важно, чтобы всегда были рядом люди, которые просто помогают, бескорыстно, безвозмездно, с чистым сердцем.

- Что бы вы предложили попробовать в жизни сделать каждому человеку?

– Создать семью, родить минимум двух детей. Это обязательно! Это даже не обсуждается! А еще – очень приятно быть бабушкой. Моей внучке пятый год. Она, когда приходит ко мне, говорит: «бабушка, ты не переживай, я сейчас помогу». Поэтому семья – это самое главное, только вместе есть ради чего стремиться, а одному человеку плохо.
Вспомнила еще напоследок. Один человек мне сказал: «Люби всех, а потом, пауза, и беги». Я долго думала, почему человек мне так сказал. А потом поняла – врагов мы должны любить еще больше, больше чем себя, тогда в жизни все получается.

Источник: http://www.fontanka.ru/2016/02/09/045/

____________________________________________________________________