—тоит только захотеть, можно в космос полететьЕ

—тоит только захотеть, можно в космос полететьЕ
18 ƒекабр€ 2013

— таким девизом выход€т на склон дети, но не обычные дети, это особенные реб€та. ќни поставили перед собой цель: победить болезнь и доказать всем, в первую очередь себе, что они могут всЄ.

¬ благотворительном горнолыжном центре "—нежок" занимаютс€ дети с последстви€ми ƒ÷ѕ, синдромом аутизма, инвалиды по слуху, но методистов и инструкторов школы это не пугает, потому что они вид€т желани€ и цель в глазах своих воспитанников.

ћы провели прекрасный день на склоне, вместе с детьми и заместителем руководител€ ÷ентра, “ать€ной Ѕорисовной ћиненковой.

-“ать€на Ѕорисовна, расскажите нам: как создавалась ¬аша школа и какие задачи ¬ы ставили перед собой в начале?

¬ 1991 году ћиненков Ѕорис ¬асильевич, мой отец, и его друзь€ собрались и решили по аналогии с американскими школами создать школу дл€ детей с ограниченными физическими возможност€ми. ѕосле развала ———– открылось много различных школ подобного рода, но в основном все они были на коммерческой основе. Ѕорис ¬асильевич с самого начала был против такого подхода. √лавной идеей было желание поделитьс€ с детьми возможностью интересно и радостно жить, несмотр€ на диагноз.

√орные лыжи, горы были дл€ Ѕориса ¬асильевича, своего рода, жизненной† философией. ¬сЄ началось в 40-50-е годы. ∆изнь после войны была несладкой, и активна€ молодЄжь искала возможность выразить себ€, провод€ врем€ в зан€ти€х альпинизмом и горными лыжами. ћои родители полностью отдавались горным лыжам и «заразили» мен€.  ак теперь вы€снилось – на всю жизнь. ѕосле окончани€ института € начала работать в Ќ»» физической культуры.  стати сказать, лаборатории горнолыжного спорта тогда не существовало. » приходилось по крупицам собирать материал, который и пригодилс€ в начале 90-х, когда была создана школа Ђ—нежокї. я не предполагала, что мне придЄтс€ заниматьс€ с детьми с ограниченными физическими возможност€ми. ѕо началу, помню, € даже растер€лась немного. Ќо это был, своего рода, вызов. ѕроверка на прочность, если хотите. ¬ те времена школа располагалась в ‘илевском парке, на базе ÷— ј, и вот туда привозили детей. Ќа машине туда было сложно подъехать, а идти они особо не могли, ну и приходилось везти детей к горе на саночках.

” детей были разные проблемы: у кого ƒ÷ѕ, у кого кривизна и выворот голени, у кого тонус. Ќо стоило обуть горнолыжные ботинки, как многие проблемы решались. Ћегче становилось держать равновесие, легче контролировать положение стопы и т.д. ѕриходилось искать решение дл€ каждого конкретного случа€. ѕостепенно, шаг за шагом пришло понимание того, как дл€ каждого отдельного ребЄнка с его возможност€ми трансформировать горнолыжную сложно координационную задачу, чтобы она стала выполнимой. √лавное, не требовать быстрого успеха, быстрого освоени€ навыка,† спокойно относитьс€ к тому, что у детей проблемы с равновесием и координацией.  оличество в качество когда-нибудь об€зательно перейдет, вопрос - как быстро. » когда ребенок все преодолеет и совершит свой первый спуск с поворотами Ц это и есть та сама€ цель, ради которой вообще стоит всем этим заниматьс€. ѕлачут родители, радуютс€ дети. «начит, люд€м хватило сил подн€тьс€ над обсто€тельствами. «начит, можно освоить что-то ещЄ в жизни, если приложить силы, труд, терпение и свои устремлени€.

23 года существовани€ школы - это† долгие, долгие годы порой однообразной, рутинной работы. ј жизнь она вообще рутинна и однообразна. » потом, что такое результат? ћедали Ц секунды, а потом долгие годы реабилитации и лечени€ всех своих спортивных травм? »ли планомерное движение вперЄд к самому себе. ѕорой трудное, долгое, но об€зательно успешное. ¬ажно двигатьс€, не сто€ть на месте. √орные лыжи это не только физический аспект, улучшающий двигательную составл€ющую, но и Ђкузницаї счастливых, социально-адаптированных людей. ћы знаем, что нужно делать, чтобы, несмотр€ на обсто€тельства, получить от жизни радость и удовольствие. » очень хочетс€ поделитьс€ этим знанием с людьми, которые приход€т к нам на зан€ти€.

- “ать€на Ѕорисовна, на кого направлена ¬аши зан€ти€ и де€тельность ¬ашей школы?

¬ первую очередь на людей, которые считают себ€ недостаточно способными к этому виду спорта, которые в тайне мечтают, но сомневаютс€ в себе: Ђ уда мне, ну вот куда? √орные лыжи…ї Ёто могут быть как дети с ограниченными физическими возможност€ми, так и взрослые у которых проблемы, может быть, после какой-то травмы, которые пытаютс€ привести себ€ в форму. ¬ принципе, инструкторов много и это хорошо, потому, что одному человеку надо одно, а другому другое† и они все разные, и у каждого свой характер, свои методы. Ќо к выходу на склон надо серьЄзно готовитьс€, делать определЄнную работу. Ёто† не только физические упражнени€, но и психологическа€ подготовка. » здесь важно, чтобы человека поддерживал педагог не только разбирающийс€ в горнолыжной технике, но и в психологии, владеющий приЄмами мотивации и позитивной настройки человека на желаемый результат.

-  то дл€ ¬ас ваши воспитанники?

ћои воспитанники дл€ мен€, прежде всего, любимые дети. ћне очень не нравитьс€ слово инвалиды, более подходит Ђлюди с ограниченными физическими возможност€миї. Ќа самом деле, где мера и кто еЄ определ€ет?  аждый человек что-то умеет делать лучше, а что-то† хуже, поэтому, в принципе, разделение должно идти по другому принципу. Ќа трудолюбивых, желающих чего-то добитьс€ в жизни и ленивых, безинициативных. ¬от, кто-то может быстрее Ц кто-то может медленнее, у кого-то лучше работает права€ нога, а у кого-то лева€. ” нас достаточно знаний и опыта, чтобы учитыва€ реальные возможности каждого занимающегос€, адаптировать процесс индивидуально.

ѕриход€т дети с синдромом аутизма. ћера этого синдрома разна€. „еловек в себе, он другой. » требуютс€ усили€, чтобы Ђвыманитьї его в наш мир и играть с ним в наши игры. Ќельз€, в принципе, раздел€ть людей на больных и здоровых в аспекте годности и не годности. Ќадо, чтобы люди понимали, что если они захот€т, они смогут всЄ. » если они считают себ€ нестандартными, то подсказать, что им надо делать, если конечно они захот€т слушать. “ут очень большой нюанс. „еловек приходит и говорит: Ђѕомогите, научитеї, мы объ€сн€ем, что нужно делать, а он возражает, что привык по-другому. » всЄ. Ќичего не получитс€. Ёто очень трудно, выбратьс€ из придуманных, годами очерченных рамок и начинать самому мен€ть свою жизнь.

- ≈сть ли дети, которые занимаютс€ у ¬ас много лет?

ƒа, конечно! ≈сть некоторые, которые на дес€ть лет остаютс€, то есть родители привод€т ребенка в 8-9 лет и в восемнадцать он не уходит. » € не прогоню, мне не жалко, пусть дальше развиваетс€, инвентарь найдем, пусть катаетс€.

-  акими результатами они уже могут похвастатьс€?

“е люди, которые приход€т Ц им спортивный прогресс особо не нужен, здесь люди став€т перед собой другие цели. —ложна€ задача, с точки зрени€ обывател€, научитьс€ кататьс€ на горных лыжах.   примеру, когда ребЄнок приходит в обычную школу, где он обучаетс€ наукам и говорит: Ђћне сегодн€ некогда, € спешу на тренировку горнолыжнуюї Ц это очень важный момент дл€ становлени€ самооценки ребЄнка. ѕричастность к чему-то значимому помогает подн€тьс€ над обыденностью. ƒл€ родителей это очень важный момент, ведь диагноз в большинстве случаев, как пожизненный приговор. » те, кто не сдаютс€, те, кто снимают шубы, надевают спортивный костюм и валенки, чтобы таскать ребенка по склону, те, рано или поздно будут вознаграждены тем, что ребЄнок об€зательно сделает свой красивый горнолыжный спуск с поворотами и начнЄтс€ совсем друга€ жизнь. Ќет, возможно, если человек не хочет двигатьс€, и не пробует ничего, тогда ничего и не будет, а если человек хоть как-то двигаетс€, пусть сперва это не очень красиво, (а кто нам установил рамки что красиво, а что нет), то об€зательно добьЄтс€ поставленной цели. ѕолучаетс€ горнолыжный образ жизни, своего рода путь,† не только обучение катанию, но и помощь люд€м в том, чтобы самих себ€ сформулировать. »† это главна€ задача и если она определЄнным образом выполн€етс€, то это здорово.

- ¬литьс€ в ваш коллектив можно в любое врем€?

јбсолютно. ¬ этом специфика, что в любой момент можно прийти и записатьс€. Ќовичкам† будут даны соответствующие упражнени€.  онечно, очень важно участие родителей и сопровождающих. –ебЄнок будет продвигатьс€ в освоении навыков и вольЄтс€ в общую группу, сможет прин€ть участие в соревновани€х и спортивных праздниках вместе с другими детьми. Ћюбой процесс формируетс€ не сразу. √лавное, понимание себ€, что ты можешь и хочешь это сделать. Ќо брать и делать, этого не вполне достаточно, нужно ещЄ и† думать о том, как ты это делаешь. ƒумать, что и как† - в этом и есть главный секрет, потому что нет общего рецепта, есть общее направление. ƒл€ этого тренер и нужен.

ќсновные зан€ти€ проход€т по выходным дн€м. „тобы записатьс€, надо приходить в воскресенье к 13.00, по адресу: ул.  рылатска€, д. 1, административное здание √  "Ћата-“рек" (школа "—нежок"), име€ с собой копии основных документов. ”точнить что и как, можно по телефону предварительно. Ќо ещЄ раз повторю, что основна€ роль достаЄтс€ родител€м. Ёто их врем€, силы, терпение и упорство. ¬ сезон, очень много народа на склоне. Ѕез дисциплины и пор€дка невозможно гарантировать безопасность. “ребуетс€ внимание и контроль над своими детьми.†

-  ак организованы ¬аши зан€ти€ в школе?

ѕо принципу свободного и осмысленного выбора. ¬ этом† своеобразие школы. ƒисциплина на склоне жЄстка€, но демократи€ у нас тоже есть. Ќо демократи€ на таком уровне: пришел Ц не пришел, хочешь Ц не хочешь. —ам дл€ себ€ должен решить, но если пришел и сказал: Ђƒа € играю в вашу игруї, тогда ты† - школа Ђ—нежокї и об€зан соблюдать правила. »наче наступит хаос, дети могут получить травмы и ничего хорошего у нас не получитс€.

- » в конце нашего разговора, скажите: как все-таки попасть к ¬ам в школу.

ќчень просто, ћаксим, позвонить мне по телефону или св€затьс€ через ¬ашу ‘едерацию, и € все расскажу. «ан€ти€ провод€тс€ на благотворительной основе, абсолютно бесплатно. ∆дЄм всех, кому интересно. ћожет, кто-то тоже думал на подобную тему и у него по€вились идеи, может быть, в чЄм Ц то отличные от наших. ћы бы поспорили, поискали вместе. ј кто-то, возможно, захочет помогать дет€м на тренировках. ћамам порой т€жело с детьми, крепкие руки и молодой задор были бы очень кстати. ƒо встречи на склоне, друзь€!

_______________________________________________________________________________________________________


 оротка€ ссылка на новость: http://rezeptsport.ru:80/~e9VDU

‘отоальбомы